Богословские работы И. Сикорского - стр. 13
Более того, в критические периоды искра Царства Божьего в сердце может стать источником страданий. Христос повелел Своим последователям нести свои кресты. В этом заключается большее значение, чем терпеливо сносить бремя жизни. Крест – это не только тяжелый груз, но и инструмент, которым пытки и смерть причинялись тем, кто носит его. Правоверное ношение креста приводит к пониманию, что малое пламя Божественного света в сердце человека не может победить могущественную агрессивную темноту вокруг. Оно только обостряет понимание того, что правда и доброта обречены в этом мире на насмешки и преследование.
Во времена относительного затишья и мира, когда цивилизованная учтивость и традиционное лицемерие заслоняют от нас дьявольскую сущность, мы становимся готовыми к тому, чтобы отрицать его реальность и думать о том, что вся бесчеловечность осталась в далеком прошлом. В такие времена легче иметь веру в триумф прогресса и идеализм. Но когда наступает кризис, Божественное пламя в сердце может стать светом, который приведет на крест и Голгофу, способные стать реальными, даже если только причиняют душевные страдания. Те, кто является духовно возвышенными и сильными, могут вынести свой крест, хотя это и бросает вызов их вере и мужеству. Не только смертные люди, но даже Христос с Его сверхъестественной силой был отягощен в саду Гефсиманском и затем на кресте, когда Он воскликнул: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф., 27: 46). Христос и величайшие из Его последователей остались верными и лояльными Богу, Кто, как казалось внешне, «оставил» их, предав их беззащитными в руки ликующей дьявольщины. Но это внутреннее деяние высшего духовного героизма может быть выше возможностей более слабых людей, несмотря на их веру и идеализм. Кажущееся безразличие Божественной силы по отношению к ликующей злобности может разрушить сердце и привести к восстанию даже против самого неба. Это, вероятно, крайнее проявление человеческого бунта и отчаяния.
Это не бунт уверенных в своих силах радикальных мечтателей, чей успех обыкновенно означает смещение одного, слабого, правительства другим, безнравственным по сути, которое сразу же приступает к уничтожению своих идеалистических обещаний, как только захватывает власть. Это не поверхностный бунт атеиста, кто может быть искренним в отрицании существования Бога потому, что его искалеченное духовное развитие слепо к высшим реалиям бытия Вселенной.
Но это высший духовный бунт человеческого существа, обладающего верой и идеалами, чья уверенность в путях Господних потрясена невыносимым видом торжествующего зла. Эта бездна человеческого отчаяния и смятения была исследована гением Достоевского в его романе «Братья Карамазовы». Во время одной из дискуссий главный герой, Иван, выражает свои чувства следующим образом: «Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачёнком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке». И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены… Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю».