Богатство идей. История экономической мысли - стр. 97
Так дело обстояло в Оксфорде, в Бэллиол-колледже, где Смит продолжил свое образование с 1740 г., получив стипендию (стипендию Снелла), которая гарантировала 40 фунтов стерлингов в год на одиннадцать лет для подготовки к церковной карьере. Как видно из сказанного выше, Смиту не понравился знаменитый английский университет таким, каким он был, – традиционалистским и авторитарным. Зубрежка и чтение конспектов, а не оригинальных работ, были правилом. Студенты изучали традиционно одобренные темы – снова и снова Аристотель, – но их загруженность работой была совсем не велика; обязательные молитвы преобладали над обязательными уроками, и Смит имел достаточно свободного времени, которое он проводил в Бодлианской библиотеке, следуя своим собственным интересам, «возможно, пренебрегая правилами оксфордских стражей ортодоксии» [Ross, 1995, p. 78]. Например, молодой Смит был наказан за то, что был пойман за чтением «Трактата о человеческой природе» (1739–1740) теиста Дэвида Юма, ставшего впоследствии его лучшим другом. Возможно, именно это чтение натолкнуло Смита на мысль оставить церковную карьеру[203]. Поэтому, после шести трудных лет, в 1746 г. Смит решил вернуться в Шотландию, в Керколди, где он провел два года, занимаясь самообразованием и написав несколько эссе на литературные и философские темы.
Три года, с 1748 по 1751 г., Смит читал публичные лекции в Эдинбурге о риторике и английской литературе, которые имели некоторый успех в смысле величины аудитории и финансов (примерно сто человек платили по гинее в год, чтобы слушать молодого лектора, тогда как спонсоры, включая лорда Кеймса, оплачивали расходы). Благодаря известности, которую приобрели эти лекции, в 1751 г. Смит стал профессором Университета Глазго, сначала он занимал кафедру логики (но его лекции были преимущественно посвящены риторике, как и его эдинбургские лекции), а затем кафедру моральной философии[204]. Преподавание по этой кафедре предполагало лекции по естественной теологии, этике, юриспруденции и на некоторых занятиях – по политике и политической экономии.
Сохранился конспект лекций этого периода по курсу риторики, записанный в 1762–1763 гг., найденный в 1958 г. и опубликованный в 1963 г., а также два конспекта по курсу юриспруденции (записанных в 1762–1763 гг. и 1763–1764 гг., обнаруженных соответственно в 1958 и 1895 гг. и опубликованных в 1978 и 1896 гг.). Данные тексты, кроме того что они и сами по себе очень интересны – в смысле изучения человеческой природы и форм коммуникаций, а также благодаря анализу институтов и их развития на протяжении истории – показывают, что в сознании их автора, еще до того, как он познакомился с французскими физиократами, ясно присутствовали основные темы, которые сплетутся друг с другом в «Богатстве народов».