Бог – Творец и Освятитель мира - стр. 4
И материя, из которой состоят все творения, и время, в котором они живут, некогда находились лишь в мысли Божией, прежде чем Бог привел их в бытие. Как же это произошло? Слабым подобием может послужить наша собственная мысль. При помощи слова она исходит во внешний мир и здесь себя осязательно проявляет. Однако Бог всемогущ. Поэтому можно сказать, что для Него сама мысль о чем-либо предназначенном быть есть то же, что самое осуществление этого на деле. Потому апостол Павел и говорит о Нем, что Он называет несуществующее, как существующее (Рим. 4, 17).
О Боге как Творце мира из небытия, Творце и формы, и самого вещества, из которого он «сделан», учили не только авторы Книг Священного Писания, но и такие отцы Церкви и вселенские учителя, как святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, а также блаженный Августин, блаженный Феодорит и преподобный Иоанн Дамаскин. Эти святые рассмотрели учение о творении мира со всех стороны и выявили в нем самые важные детали. Они говорили, что не по необходимости, не в процессе саморазвития, а единственно через акт Своей всемогущей воли Бог создал мир, по Своей благости вызвав из небытия твари. В мире осуществлена Божественная мысль, но из-за этого Божество ничего не утрачивает из Своей Божественной полноты.
Творение мира из ничего, таким образом, является предметом всеобщей веры Церкви с самых древних, еще ветхозаветных времен и до наших дней.
Участие всех Лиц Святой Троицы в творении
Прямое и ясное откровение Священного Писания о Боге Творце было принято Церковью как несомненная истина и включено в состав догматов веры, обязательных для каждого христианина. Во всех Символах древнейших Церквей, возникших в них вместе с самим их происхождением, мы тотчас после исповедания веры в Бога как Отца находим ясное свидетельствование веры в Него как Творца мира.
Есть свидетельства, которые ясно показывают, что вера в Творца была общей верой всей древней Христианской Церкви, которая требовала такой же веры и от всех своих членов.
С совершенною ясностью и определенностью проповедовалась в Церкви истина, что мир произошел не сам собою. Бог, Его Творец, не «сделал» его, как художник, из готового материала, но создал из ничего одной силой Своего желания и всемогущества – силой, свойственной Ему одному.
Вместе с этим Церковь, исповедуя истину Троического действования в мире, указывала и на участие Сына Божия в создании вселенной. На Первом Вселенском Соборе было утверждено единосущие Сына Божия с Отцом. Тогда же были внесены во вселенский Символ веры и слова «Имже вся быша», относящиеся к Сыну.