Бог – Творец и Освятитель мира - стр. 6
Никто не станет оспаривать тот несомненный и общепризнанный факт, что все в мире существа подвержены изменениям. Условия их существования находятся вне их. Все вещи в мире начинают свое существование только с определенного мгновения времени, и причину своего возникновения имеют не в себе самих или в собственной природе, а в условиях, лежащих вне их. Если бы причин, породивших их, не было, то и их самих бы не существовало.
Это соображение справедливо относительно всех вещей, явлений и существ во вселенной. Но в таком случае не логично ли предположить, что и сама вселенная является такой же вещью и, соответственно, к ней приложимы те же соображения? То, что породило мир, должно лежать вне его. Но если это так, то такую Причину мира можно назвать его Творцом – Богом.
Являясь Причиной существования мира как целого и, соответственно, всех вещей и существ в нем, Он стоит выше всего, задавая условия их существования. Однако Сам Он находится вне всяких условий. В противном случае Он Сам не был бы Существом абсолютным, а значит, для Него мы также вынуждены были бы искать причину Его существования вне Его. Только признав Бога Творцом мира, то есть абсолютной Причиной его существования, мы освободимся от бесплодного кружения мысли в замкнутом круге условных причин, выйдя из бесконечной цепи причин и следствий.
И это тем необходимее сделать, что без этого человек не в состоянии удовлетворительно объяснить общий план, порядок и целесообразность, которые существуют в мире. Иногда говорят, что весь этот порядок произошел по действию исключительно тех сил, которые заложены в природе. Но чтобы до конца понять или объяснить целесообразность в том мире, в котором якобы действуют слепые и не согласованные друг с другом силы природы, остается два выхода. Первый: допустить, что кем-то наперед самим силам природы внутренне сообщен определенный закон, то есть их деятельности предуказана определенная норма «поведения», с тем чтобы в конце концов они достигли заранее намеченной разумной цели. Второй: предположить, что кто-то, наперед имея общую идею, или план вселенной, в то же время со стороны надзирал за этими силами и руководил или управлял их деятельностью, приноравливая ее к своей воле или к своему плану. Но в том и другом случае нельзя обойтись без допущения существующего вне и выше мира творческого Разума – Бога.
Итак, естественный разум может самостоятельно прийти к мысли о Боге как Создателе вселенной из ничего, Художнике мира. Однако не дальше. Собственно, о способе творения мира сообщает нам только откровенная религия. Человеческому сознанию трудно перешагнуть бездну, отделяющую бытие от небытия. И даже теперь, когда эта истина возвещена человеку через Священное Писание и Предание Церкви, он часто искажает ее, как только отрывается от почвы Откровения и принимается изобретать собственные учения.