Размер шрифта
-
+

Бог – Творец и Освятитель мира - стр. 12

О «первом этапе» творения в Библии говорится так: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 1–2). В Ветхозаветном Писании словами «небо и земля» обыкновенно обозначается вся вселенная, то есть земля и небесные пространства со всем видимым и невидимым их содержанием.

Земля – это мировое вещество. Оно названо так, потому что, являясь составом всех мировых тел, оно образует также и нашу планету Земля. Эта субстанция, из которой произошли потом все мировые тела, была вначале безжизненной, бесформенной, неупорядоченной. Мир в этом состоянии назван бездною – то есть как бы безграничным морем, водами.

Эта беспредельная масса была безвидна и пуста в смысле отсутствия вида, формы. Однако это первоначальное состояние не было состоянием хаоса и беспорядка, в котором происходила бы беспорядочная борьба естественных сил. Божественный зиждительный Дух как Начало всякой жизни проявлял на ней Свое действие, что выражено словами Дух Божий носился над водою.

С этого времени все созданное уже не только мертвое вещество, оно наделено жизнью от Животворящего Духа в меру, угодную Творцу. Поэтому-то Священное Писание и указывает, что дальнейшее творческое слово Божие как бы изводит жизнь, уже скрытую в земле и ее стихиях: да произрастит земля, да произведут воды и так далее.

«Второй этап» творения состоял в произведении Богом из первозданного мирового вещества действием Его всемогущего Слова разнообразных частных видов творения и вообще в устроении видимого мира в течение шести творческих дней.

Первый день

Начало творческой седмицы положено первым днем мира, когда был создан свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3). Под светом имеется в виду световая энергия, отличная от носителей света или светящих тел, созданных позднее.

Свет первым был вызван из первозданного вещества потому, что свет и соединенная с ним теплота (евр. «ор» совмещает в себе именно два значения – «свет» и «теплота») – это первое, главнейшее условие органической жизни в мире: без света и соединенной с ним теплоты не может развиваться ни растительная, ни животная жизнь, да и для неорганических соединений в большинстве случаев необходимо влияние света.

Современное естествознание также видит связь между явлениями света и теплоты, а именно: оно признает, что теплота и свет вызываются движением, так что без движения не может быть ни теплоты, ни света. В связи с этим творческое действие первого дня можно понимать так, что Господь Своим премудрым всемогущим Словом привел в состояние движения первовещество, само по себе не способное прийти в движение, и через это возбудил в нем вместе с теплотой и другими явлениями свет.

Страница 12