Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 56
Безошибочным является учение, провозглашаемое епископами, «когда они, даже будучи рассеяны по всей земле, но сохраняя при этом связь общения друг с другом и с преемником Петра, аутентично учат о вопросах веры и нравов и сходятся на том, что некое суждение следует принимать как окончательное», а также тогда, «когда, объединившись на Вселенском Соборе, в вопросах веры и нравов они являются для всей Церкви учителями и судьями» (догматическая конституция →Ватиканского II собора о Церкви LG, 25).
Папа пользуется даром Б., «когда он говорит с кафедры (ex cathedra), т. е. когда, исполняя свои обязанности учителя и пастыря всех членов Католической Церкви, определяет, в силу своей верховной апостольской власти, что некоторое учение по вопросам веры и нравов должно быть принято Церковью» (догматическая конституция →Ватиканского I собора Pastor Aeternus, 4). При этом подразумевается, что Папа действует свободно и разумно, без принуждения или страха. I Ватиканский собор говорит о Б. Папы не как о его личном качестве, а как об аспекте его пастырского служения: Папа «пользуется» Б., когда говорит не как частное лицо, а как учитель и пастырь всех христиан (т. е. с намерением определить учение и нравы, обязательные для всех христиан).
Высказывания ex cathedra касаются действительно важных вопросов веры. Это, например, →догмат о Взятии на небо Пресвятой Девы Марии и все акты →канонизации святых как образцов христианской жизни.
См. также: УЧИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ
БЕНЕДИКТИНЦЫ, ОРДЕН СВ. БЕНЕДИКТА (Ordo Sancti Benedicti, OSB) – монашеский орден, основанный св. Бенедиктом Нурсийским в VI в. Название «бенедиктинцы» стало употребляться только в XVI в. В настоящее время – конфедерация →конгрегаций.
Бенедикт, студент права в →Риме, отказавшись от мирской карьеры, начал вести отшельническую жизнь в обители Субиако (Италия). Приток учеников и последователей позволил ему основать монашескую общину. В Монте-Кассино близ Неаполя около 530 под руководством Бенедикта был построен →монастырь, для которого он написал свой Устав. Будучи преемником монашеской традиции, Бенедикт стал ее великим реформатором. Во время великого переселения народов, дезорганизации общества он основал свой орден на принципе →послушания и →обете пожизненного проживания монаха в одном монастыре (stabilitas loci). Сам Бенедикт прожил в Монте-Кассино со дня основания до самой своей смерти в 543.
Бенедиктинская →духовность подчинена принципу умеренности. Идеал →молитвы и работы вошел в христианскую традицию как девиз «ora et labora» – «молись и трудись». Принцип, который ввел Бенедикт: 8 часов – молитва, 8 ч – работа, 8 ч – отдых, отражал богословие уважения к человеческому телу и →разуму. Равновесие между физическим и интеллектуальным трудом, молитвой и отдыхом спасало от чрезмерного →аскетизма, доведенного →монашеством V в. до героизма, когда он угрожал стать самоцелью, а также от неуважения к сотворенной Богом природе человека. Подчеркивая значение славы Божией в литургической молитве (→литургия) и значение физического и интеллектуального труда, Б. оказали большое влияние на укоренение христианства и развитие культуры и хозяйственной жизни в средневековой Европе. Папа Павел VI в 1964 провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы.