Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 58
После Первой мировой войны бенедиктинские монастыри приняли участие в →литургическом движении. Особенно прославились в этой области французские аббатства (Солемское – григорианское пение), немецкие (Мария Лаах – Институт аббата Гервегена), бельгийские (Св. Андрея – издательская деятельность и Шеветонь восточного обряда (→обряды восточные) – экуменическая деятельность).
В настоящее время Б. по-прежнему принадлежат к ряду наиболее многочисленных монашеских общин, имеющих мужские и женские ветви, и располагают примерно 350 монастырями во всех частях света. Они составляют Бенедиктинскую конфедерацию, в которую входит 21 конгрегация и 6 монастырей, не входящих ни в одну из них. Уставом Бенедиктинской конфедерации является Lex propria, утвержденный Папой Пием XII в 1952. Существуют также малые общины, основывающиеся на уставе св. Бенедикта.
См. также: ДУХОВНОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ, МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА И КОНГРЕГАЦИИ, УСТАВЫ МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ И КОНГРЕГАЦИЙ
БЕНЕФИЦИЙ (лат. beneficium – благодеяние) – церковно-юридический термин, с IX в. обозначавший связанное с церковной должностью право на получение доходов от определенной собственности, а впоследствии получивший более широкое значение, включив в себя и понятие самой церковной должности, с которой связано получение доходов. →Ватиканский II собор принял решение упразднить Б. как анахронизм феодального устройства общества: «1. Пресвитеры достойны получать справедливое вознаграждение… для ведения достойной жизни. 2. Церковная должность – постоянная обязанность, исполняемая для духовной цели. Поэтому вознаграждение за Б. должно быть связано не с духовной должностью, но с объективными потребностями достойной жизни священников» (PO, 20).
БЕСКОРЫСТИЕ – см. Любовь
БЕССМЕРТИЕ – см. Жизнь вечная
БЕССТРАСТИЕ – см. Страсть
БЕСЫ – см. Демоны
БИБЛЕИСТИКА – совокупность научных дисциплин, занимающихся исследованием текстов Библии и их интерпретацией. Цель Б. – понять и объяснить Библию как богодухновенный текст (→богодухновенность). Историческая наука понимает под Б. анализ первоисточника для определения его датировки, обстоятельств возникновения, литературных, жанровых и лингвистических особенностей.
В эпоху →патристики место Б. занимал →экзегезис. В эпоху →Возрождения Б. стала выделяться в самостоятельную науку. В конце XIX – начале XX в. сформировалась современная католическая Б. В XIX в. на основе историко-критического метода была выдвинута гипотеза «4 документов», согласно которой →Пятикнижие представляет собой композицию нескольких источников, созданных в разные периоды истории →Израиля и различающихся теологическими акцентами (авторы условно были названы «Ягвистом», «Элогистом», «Второканонистом» и «Священником»). Подобным образом были выделены и два документа, лежащие в основе синоптических Евангелий (Евангелие от Марка и гипотетическое собрание высказываний Иисуса «Q»). Позднее немецкий библеист Герман Гункель обратил внимание на присутствие в Пятикнижии разнообразных жанров (легенда, песнь и т. д.), отражающих различные стороны жизни общины.