Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 168
Диаконат может быть переходной ступенью к →рукоположению во священники или постоянным. Постоянным Д. может быть женатый или одинокий мужчина, не младше 25 лет. Согласно церковной традиции, после рукоположения неженатый Д. уже не имеет права жениться. Подготовка к постоянному диаконату занимает не менее 3 лет (ККП 236 § 2). Рукоположению в Д. сопутствует инкардинация, или приписка к определенной →епархии, в которой и начинается его служение.
Принципиальной функцией Д. является сотрудничество с епископом и священниками в исполнении обязанностей священства. Подобно священникам, Д. призван проповедовать тайну Христа, уделяя внимание насущным проблемам современности и призывая людей к →обращению и →святости, в данном социокультурном контексте.
В диаконии →алтаря, основанной на таинстве рукоположения, Д. не совершает тайну Евхаристической жертвы, он представляет, с одной стороны, Народ Божий и помогает людям соединить жизнь с →жертвой Христа; с другой – во имя Христа помогает Церкви разделить плоды этой жертвы.
→Облачение литургическое Д. состоит из далматики соответствующего цвета, альбы, цинктуры (пояса) и столы.
На литургии Евхаристии Д. являет собой Христа Служителя. Он помогает священнику, особенно если тот болен или немощен. У алтаря он обычно выступает как служитель чаши и книги (→литургические функции). Он предлагает →интенции →молитвы верных и предлагает присутствующим обменяться →приветствием мира. Д. раздает Святое →Причастие верным во время литургии и вне ее, во время посещения больных. Он является обычным служителем выставления →Святых Даров и евхаристического →благословения.
По решению →настоятеля →прихода Д. может быть доверено пастырское попечение →семей, включая подготовку к →браку и последующую пастырскую помощь. То же относится и к пастырству больных. В Западной Церкви Д. может совершать таинство брака и чин христианского погребения. В обязанности Д. входит ежедневное совершение →Литургии Часов с церковной общиной или индивидуально.
Сущность диаконии состоит в том, чтобы вести →личность к опыту любви Божией и обращению, открывая ее сердце к делам милосердия. Поэтому в ответственность Д. входит служение милосердной любви всем членам местной Церкви. Это служение призвано развивать у членов Церкви дух общения и дары, необходимые для участия в жизни и миссии Церкви (там же, 38). Сюда входят христианское →воспитание, под готовка молодежи, групп →мирян, аниматоров.
Д. могут по собственной инициативе вовлекаться в общественное служение, включая коммерческую деятельность. В сферу деятельности Д. в епархии могут входить вопросы экономического и благотворительного характера.