Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 170

Предметом внутрицерковного Д. является смысл христианского вероучения, нравственные нормы, религиозная жизнь общины и пастырское служение (→пастырство) в Церкви.

После →Ватиканского II собора инструментом внутрицерковного Д. стал →Синод епископов, регулярно собирающийся в единстве с Папой Римским.

Экуменический Д. (→экуменизм) ведется между членами христианских Церквей и общин, его цель – единство всех христиан. Основой этого Д. является вера в Св. Троицу. Церковь ведет диалог и с →религиями нехристианскими, стремится найти истины и духовные ценности, общие для всех →религий, особенно монотеистических (→монотеизм). Церковь также ведет Д. с →буддизмом, →индуизмом и другими религиями. Хотя Церковь отвергает →атеизм, она не осуждает неверующих и готова с ними вести Д. на благо человечества (GS 1).

Католическая Церковь старается вести Д. со всем окружающим миром, она внимательна к его насущным потребностям, не проходит мимо научно-технических достижений, следит за культурным и социальным развитием. Церковь помогает разрешать международные конфликты, защищает подлинные человеческие ценности, осуждает зло, старается, чтобы мир и согласие стали постоянной атмосферой жизни всей человеческой семьи. Через Д. она участвует в созидании культуры, в построении лучшего мира на земле, чтобы всех, согласно воле Божией, привести к →спа сению.

См. также: РЕЛИГИИ НЕХРИСТИАНСКИЕ, ЭКУМЕНИЗМ


ДИАСПОРА (греч. diaspora – рассеяние) – пребывание части народа вне страны его происхождения. Первоначально так по-гречески назывались еврейские общины, расселявшиеся вне пределов →Святой Земли, начиная со времен →Вавилонского пленения (VI в. до н. э.).

Пример Д. в период первого →Храма Иерусалимского – еврейское поселение в Египте (Иер 44, 1). Большая еврейская Д. существовала в Вавилонии. В эллинистические времена Д. рассматривалась многими как желательная – для распространения влияния →иудаизма в мире.

В Средние века пребывание евреев среди христианских и мусульманских народов стало расцениваться как «галут» – вынужденное изгнание.

В ВЗ Д. понималась как наказание народа за →грехи. Но выражалась →надежда, что после →покаяния Бог соберет рассеянных (Иер 31, 10). После разрушения →Иерусалима римлянами в 70 г. н. э. Храм перестал быть центром еврейской религиозной жизни, и его место в разбросанных религиозных общинах заняла →синагога. На евреев Д. неизбежно оказывали влияние особенности тех стран, где они проживали. И все-таки почитаемое за высшую добродетель стремление изучать Тору, вместе с неослабевающей надеждой вернуться в Иерусалим, позволили евреям сохранить свою идентичность и в Д. С основанием государства Израиль термин «Д.» стал употребляться для обозначения всех евреев, живущих вне Израиля.

Страница 170