Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 155
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus – человеческий) – совокупность воззрений, учений, идеалов культуры и подходов к образованию и →воспитанию, в которых на первое место ставится ценность человеческой →личности, всестороннее развитие человека и его индивидуальная творческая и деловая самореализация.
Раннехристианская и средневековая мысль заложила основы христианского Г., который, вопреки жестокости нравов тех времен, возвестил, что Бог в лице Иисуса Христа возлюбил (→любовь) человека до смерти крестной, провозгласив тем самым, трансцендентальную →ценность и →достоинство человека. Это обязывает человека становиться достойным спасительного дела Господня и достигать духовно-нравственной →зрелости на пути служения Богу и ближнему.
Ренессансный Г., появившись в XIV–XV вв. (Италия), искал свои культурные корни в Античности и привлек ее идеи нравственной и интеллектуальной зрелости человека, воспитания чувств и художественного творчества. В социальной области это потребовало создания разумных идеалов общественно-политической организации. Решая проблемы овладения природой, →общества и власти, творческой деятельности и смысла жизни, гуманисты →Возрождения не теряли из виду, что Бог – безусловный центр бытия. Бога понимали как Художника, который открывает Свое величие в сотворенном →мире как великом и прекрасном произведении искусства. Признавая зависимость человека от Бога, мыслители Ренессанса, тем не менее, придавали ему центральное место в мире: человек – это связь небесного и земного, главное в мироздании, вершитель собственной судьбы.
Представителями и создателями такого Г. были философы и деятели культурной элиты – Пико делла Мирандола, Помпонацци, Венетто, Петрарка, Боккаччо и др., а на Севере Европы – Эразм Роттердамский, св. Томас Мор и др. Они способствовали поднятию интеллектуального, нравственного и духовного уровня общества, а также созданию общественных условий для самореализации и творческого успеха человека, особенно в науках и в искусстве. Отчасти справедливой была их критика унижения человеческого достоинства в Средневековье и в современной им жизни – в Церкви и →государстве. Эта критика нередко вела к утрате христианского понимания греховности человеческой природы (→грех). Требуя права на радость и эстетизацию жизни, на →свободу самореализации личности, многие гуманисты защищали мирские ценности и жизненные удовольствия – допустимые и запретные, что противоречило изначально высоким творческим задачам Г.
Г. оказал сильное влияние на формирование гуманитарных наук – истории, филологии, литературоведения, текстологии, а также идеалов университетского образования, этических идей для воспитания всесторонне развитой личности, и кроме того, идей социальной справедливости, свободы и общего блага. В частности, достижения филологии позволили подготовить новые критические издания →переводов Библии на европейские языки, восстановив и укрепив преемственность с древнехристианским наследием (Эразм и др.). Гуманистические идеи оказали положительное влияние на труды ряда католических духовных авторов XVI и более поздних веков, таких как Франциск Сальский, которые сочетали гуманистическую культуру с верностью евангельскому идеалу.