Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 15
Иносказательно имя «Адам» и выражение «дети Адама (и Евы)» может обозначать весь род человеческий. Новым Адамом называют Иисуса Христа (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49).
В Средневековье распространилось почитание А. и Е. среди ветхозаветных →святых. Согласно литургической традиции, нашедшей отображение в западной и восточной иконографии, Адам был первым, кого Христос, сойдя во →ад, освободил и вывел оттуда.
АДВЕНТ (лат. adventus – пришествие) – литургический период, открывающий →год литургический и предшествующий празднованию →Рождества Христова. А. начинается в →воскресенье между 27 ноября и 3 декабря и продолжается до 24 декабря, включая в себя четыре воскресенья. Т. о. его длительность обычно менее четырех недель.
А. несет в себе двойной смысл: 1) приготовление христиан к празднику Рождества Христова. Бог стал человеком ради →спасения людей, а потому человек должен выйти навстречу Богу, чтобы встретиться с воплотившимся Сыном Божьим – через →покаяние и дела →милосердия; 2) напоминание об обетовании второго пришествия Христа в конце света (→эсхатология) и приготовление христиан к этой последней встрече со Спасителем.
Настрой А. – радостное, благоговейное ожидание прихода →Мессии в →мир. Хотя приготовление к пришествию Господа заключается в очищении от →грехов и покаянии (в этот период запрещается участвовать в шумных весельях, а в →облачениях литургических используется покаянный фиолетовый цвет), это покаяние исполнено радостью, потому что «Господь грядет».
Литургические тексты этого периода вводят в тему мессианского ожидания →Народа Божьего и знакомят с героями →истории спасения, возвещавшими пришествие Мессии: Пресвятой Девой Марией, св. Иоанном Крестителем, →пророком Исайей.
Согласно учению Церкви, первое пришествие Спасителя в →воплощении открывает собой период, который завершится во втором – окончательном – пришествии Христа. Поэтому период А. открывает для верующих возможность глубокой подготовки к встрече с Сыном Божьим. Эта встреча уже происходит в общении →любви с ближними, в литургическом общении, но с полной ясностью и завершенностью осуществится в Его втором пришествии.
А., как время радостного ожидания, укреплят →надежду – одну из важнейших христианских →добродетелей.
См. также: ГОД ЛИТУРГИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ
АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus – пришествие), последователи адвентизма – одного
из направлений →протестантства. А. ожидают скорого →второго пришествия Христа (основатель, У. Миллер, путем сложных подсчетов вывел его дату 22 октября 1844; позднее продолжал настаивать на том, что срок близок). Как и →баптисты, рассматривают в качестве единственного источника веры Библию, большое значение придают богословским и нравоучительным писаниям Эллен Уайт (1827–1915), основательницы крупнейшей организации А. – Адвентистов седьмого дня, которую А. считают боговдохновенным пророком. Адвентисты седьмого дня выполняют ряд ветхозаветных предписаний: празднуют вместо →воскресенья →субботу, не употребляют свинины и др. Учение о →таинствах, а также →преемство апостольское отсутствуют; →крещение воспринимается как символический акт исповедания веры в смерть и →воскресение Иисуса Христа и акт свидетельства о собственной «смерти для греха» и стремлении к обновленной жизни.