Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 126
Идеи Г. потеряли популярность после Французской революции, так как в глазах многих оказались связаны с попытками революционеров установить контроль над Церковью. В это время усилилось влияние →ультрамонтанства. Решения →Ватиканского I собора окончательно лишили Г. богословских оснований.
ГЕЕННА (греч. Geenna, лат. Gehenna от евр. gē hinnōm – долина Хинном) – новозаветное название для →ада.
Долина Хинном или Бен-Хинном («долина сыновей Еннома») – глубокий и узкий овраг на южной стороне →Иерусалима, возле Солнечных ворот. Там идолопоклонствующие иудеи приносили детей в жертву Ваалу (4 Цар 16, 3; 2 Пар 28, 3; Иер 7, 31). В Книге пророка Иеремии предсказано, что это место будет называться «долиною убиения» (Иер 19, 6). После реформ царя Иосии (4 Цар 23, 10), вернувшись к →вере отцов, иудеи ввиду осквернения этой долины свозили в нее мусор, трупы казненных преступников, нечистоты и сжигали их, чтобы предотвратить заразу. Видимо, из сочетания пророчества и реальности, в виде червей и постоянного огня («где червь их не умирает и огонь не угасает», Мк 9, 44), возникла эсхатологическая картина у Исаии (Ис 66, 24), приведшая к употреблению в НЗ выражения «геенна огненная» (Мф 5, 22; Мк 9, 47) как места, где грешники страдают в огне за свои преступления (Мф 10, 28; Лк 12, 5; Откр 19, 20; 20, 10), как символ вечного мучения и конечной погибели грешных.
ГЕНЕРАЛ ОРДЕНА (от лат. generalis – общий), правильнее генеральный →настоятель монашеской общины – глава →монашеского ордена или конгрегации. Обычно избирается генеральным →капитулом, в некоторых орденах – пожизненно (например, у →иезуитов), но, как правило, на определенный срок. Компетенция Г.О. регулируется правовыми нормами данного ордена, а также →каноническим правом.
В некоторых институтах Г.О. именуется особым образом: великий магистр (нем. Großmeister – гроссмейстер) – в →орденах духовно-рыцарских, генеральный министр – у →францисканцев, генеральный магистр – у →доминиканцев, генеральный препозит – у иезуитов.
Власть, полученную от Бога через служение Церкви, Г.О. должен осуществлять в духе служения. Уважение, с которым он относится к подчиненным, способствует их добровольному повиновению. Г.О. должен стремиться к созданию братской →общины во Христе в своем религиозном институте.