Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 100
См. также: ВЕРА, ЗАВИСИМОСТЬ, БРАК
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ – религиозная толерантность, признание за человеком права на исповедание любой →религии, не противоречащей →закону естественному. В. необходима для развития →диалога →любви между представителями различных культур и религиозных воззрений. Современное католическое понимание В. выражено в декларациях →Ватиканского II собора «О религиозной свободе» (DH) и «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» (NA).
В. основана на уважении к свободе →совести →личности. В то же время В. должна исходить из понимания того, что религиозная →вера ведет к →спасению лишь в том случае, если выражает истину о Боге и →мире, пусть и не во всей полноте. Поэтому В. не сводится лишь к сосуществованию различных религий, но подразумевает уважительный диалог между ними, направленный на выявление истины.
ВЕРТЕП РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ц. – слав. – пещера). Согласно Евангелию от Луки (2, 7), Иисус Христос родился в пещере, служившей загоном для скота. В Средние века появилась традиция воспроизводить это событие в скульптурной форме для наглядного приближения тайны Воплощенного Слова к верующим. Первый В.Р. был построен в XIII в. св. Франциском Ассизским. Этот обычай получил широкое распространение. В рождественский период В.Р. можно видеть в церквях и на городских площадях во многих странах. В Восточной Европе с XVI в. В.Р. называется спектакль кукольного театра, изображающий события Рождества.
См. также: ВОПЛОЩЕНИЕ, ГОД ЛИТУРГИЧЕСКИЙ, РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ – союз, установленный Богом Яхве между Ним и Его избранным Народом ради →спасения человечества. Понятие В.З. возникло для различения его с Новым Заветом Иисуса Христа. В.З. включает все события →истории спасения, свидетельствующие о том, как Бог устанавливает отношения вечного благоволения к Своему избранному Народу. В.З. является двусторонним – →верность Бога требует верности Народа, выражающейся в исполнении →заповедей религиозной чистоты и справедливости к ближнему.
В Библии В.З. представлен в историческом развитии от →веры Авраама в племенного Бога до развитого этического →монотеизма →пророков. Интерпретация В.З. идет от соблюдения внешних предписаний к жизни согласно голосу Бога в сердце. Завет постепенно обновлялся в истории →Израиля (в откровениях, данных Аврааму и патриархам) и получил свою кодификацию у подножия горы Синай, когда Израиль обещал исполнить 10 заповедей (→Декалог), данных Моисею. В течение всей истории Израиля пророки и праведники напоминали избранному народу о необходимости исполнения Завета, о →покаянии и →обращении. Бог Яхве в разных исторических обстоятельствах опекал Свой народ и укреплял его Своим Словом, проявляя к нему терпеливость и →милосердие. Тем не менее Откровение В.З. было недостаточно для преодоления →греха, и лишь в личности Иисуса Христа В.З. достигает исполнения.