Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки - стр. 50
Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя был упразднен в мае 1935 года. Отец Сергий был определен священником Богоявленского Дорогомиловского собора[186], затем переведен в Подмосковье.
В 1937 году у Бориса с Натальей родилась дочка. Крестил внучку отец Сергий, назвал Еленой[187] и надел крест, который специально купил для крестин[188].
В том же году батюшку постигло горе: сын заболел гнойным энцефалитом, был оперирован, и неудачно – произошла парализация правой стороны. Борис
Сергеевич, человек деятельный, многоталантливый, энергичный, на несколько лет практически потерял трудоспособность.
Вероятно, немного ранее эти событий[189] отец Сергий получил место при Петропавловском храме в деревне Наташино, примыкавшей к «полустанку»[190]Малаховка Казанской железной дороги[191]. В начале XX века это было, по свидетельству современников, «восхитительное дачное место при самой железнодорожной станции, быстро соединяющей с Москвой и делающей и самую означенную местность тоже как бы частью самой столицы»[192].
Петропавловская церковь, построенная в 1903 году на земле Соколовых на средства дачевладелицы, была деревянной, с деревянной же колокольней; трехпрестольной, с приделами Ольгинским и Алексиевским[193].
Настоятелем храма с 1932 года был протоиерей Петр Марков[194]. По воспоминаниям жителей Малаховки, в их маленький храм переводили московских священников, «устраненных» из столицы, и не одного, а многих. Так что иногда число священнослужителей достигало девятнадцати человек.
На этом месте отцу Сергию довелось прослужить недолго.
Арест 1938 года, расстрел
На 1937–1938 годы пришелся пик террора, богоборческих репрессий, по своему размаху и жестокости неизмеримо превзошедших все гонения, когда-либо имевшие место во всемирной истории. За предшествовавшие 20 лет советской власти, сопровождавшиеся нарастающими репрессиями – тюремным заключением, ссылками, расстрелами, бесчинством и агрессией воинствующих безбожников, поруганная вера народа не была утрачена, но укрепилась и утвердилась. Согласно переписи населения, проведенной в январе 1937 года, пятьдесят пять миллионов граждан назвали себя верующими людьми, в том числе сорок четыре процента населения заявили, что они христиане, что произвело большое впечатление на высшее руководство страны. В обстановке гонений это свидетельство было равносильно исповедничеству.
Еще в сентябре 1927 года на вопрос представителей американской рабочей делегации И. В. Сталин ответил: «Подавили ли мы реакционное духовенство?
Да, подавили. Беда только в том, что оно еще не окончательно ликвидировано»