Размер шрифта
-
+

Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки - стр. 4

.

От благочестивых родителей своих унаследовал отец Павел глубокую искреннюю веру. Таковы же было устроение родительской семьи Марии Павловны. Оно передалось и следующему поколению. Одна из сестер Марии Павловны – Александра Павловна – стала матушкой, была замужем за священником Николаем Юстовым, другая – Екатерина Павловна – сестрой милосердия Марфо-Мариинской обители.

Господь даровал супругам семерых детей. Сергей был вторым сыном, родился он 16 июня 1875 года. Первенец Николай был на год его старше, а сестры Екатерина и Прасковья младше>[5]. Трое детей, родившихся позже, Владимир, Дмитрий и Софья, умерли во младенчестве. Жили Лебедевы небогато, как позднее писал сам отец Сергий в анкете священнослужителя, «кроме необходимого носильного платья и домашнего обихода, иного имущества не имели…»[6]. Но трудности быта не омрачали атмосферу семейных отношений, исполненную тепла, любви и взаимного уважения всех членов семьи друг к другу. Личность же родителя, отца Павла Лебедева, оставила такую светлую память о себе, что имя его дано было первому же внуку, и это почиталось для мальчика большой честью.


Иеромонах Алексий (Соловьев)

ЦИА ПСТГУ


В самом начале своего служения (или незадолго до того) Павел Иванович познакомился с Феодором Алексеевичем Соловьевым, в те годы также служившим диаконом поблизости, в церкви Святителя Николая в Толмачах (впоследствии ставшим протоиереем Большого Успенского Кремлевского собора, а еще позже – иеросхимонахом, старцем Смоленской Зосимовской пустыни Алексием[7]). Без сомнения, встреча эта была промыслительной, явлением милости Божией к молодому диакону. Близкие дружеские отношения, сложившиеся у него с будущим старцем, на полвека, при самых тяжелых обстоятельствах, стали духовной опорой семьи Лебедевых. А сын Павла Ивановича, Сергей Лебедев, нашел в иерее Алексии мудрого и любящего духовного отца.

Выбор жизненного пути был сделан Сергеем еще в детстве: по примеру отца, он решил послужить Богу и ближним в священном сане.

Получив начальное духовное образование в Донском духовном училище[8], он поступил в Московскую Духовную Семинарию. За годы учения круг интересов юноши вполне определился. Проблемы духовной жизни волновали его, они им даже в какой-то мере были решены. Обучаясь на пятом курсе, Сергей пишет сочинение «Значение чувства в религиозной жизни человека» – на тему, ему небезразличую, не только внимательно продуманную, но и пережитую. По убеждению юноши, «для истинно религиозной жизни одного только религиозного знания недостаточно… Мера богословского знания не может быть мерой религиозности. Ум без участия сердца сух, холоден и безжизнен, поэтому-то религиозное знание тогда только имеет силу и значение в религиозной жизни, когда оно проникнуто, согрето чувством, искренним сердечным убеждением в искренности догматов веры. Только принятая сердцем религиозная истина делается нераздельной частью нашего духа, и только такое религиозное знание может быть свидетельством нашей религиозности. <…>

Страница 4