Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки - стр. 26
Живоцерковники игнорировали этот и подобные документы, если неизвестно было, кого можно за них покарать. Пока Святейший Патриарх содержался в заключении, а его канцелярия находилась в руках раскольников, сами они заняли патриаршее Троицкое подворье, откуда вершили все церковные дела на «законном» основании. Инициативы, исходившие от обновленцев, поддерживались властями. Потому клир Новодевичьего монастыря, уклонившийся в обновленчество, желая ускорить освобождение отца Сергия, обратился в МЕУ с просьбой о содействии. 21 июня 1923 года на заседании МЕУ был рассмотрен вопрос о дальнейшей судьбе репрессированных клириков Успенской церкви Новодевичьего монастыря, и в протоколе № 75, в пункте втором, появилась запись: «Слушали вопрос об отношении благочинного 2-го отделения Пречистенского сорока города Москвы с представлением списка священнослужителей и мирян, по делу об изъятии ценностей по бывшему Новодевичьему монастырю задержанных. Резолюция к докладу по вопросу: ходатайствовать об амнистии в ВЦС»[88].
Тогда же и Мария Павловна Лебедева писала в Главное управление местами заключения, что просит освободить отца Сергия, принять во внимание «крайне тяжелое состояние его семьи: меня, престарелой больной, сестры – неработоспособной, психически больной, второй сестры – туберкулезной. Сын мой был нашим единственным кормильцем, и мы испытываем в его отсутствие крайнюю нужду»[89].
С освобождением отца Сергия не спешили. И за то время, пока оно оформлялось и готовилось, в Церкви произошло значительное и радостное событие. 27 июня 1923 года наконец был освобожден многострадальный Святейший Патриарх Тихон. В этот день совершались похороны широко известного, почитавшегося и любимого московского старца протоиерея Алексия Мечёва[90].
Святитель Тихон, лишь за несколько часов до того вышедший из тюрьмы, приехал на кладбище и там встречал тело покойного батюшки и похоронную процессию. «Святейший отказался войти в кладбищенский храм, перешедший в его отсутствие к обновленцам, и облачился на паперти. Здесь, таким образом, было осуждено обновленчество Главой Православной Церкви и всем православным народом, как только было возможным таковое сделать. <…> Едва только внесли гроб в церковные ворота, тысячная толпа забросала Святейшего и почившего живыми цветами. <…> Святейший отслужил по усопшему литию, а когда опустили гроб в могилу, он первый посыпал в нее землю»