Размер шрифта
-
+

Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки - стр. 19


С конца марта до середины апреля в Москве прошли аресты священнослужителей и мирян, протестовавших против ограбления их храмов, но Новодевичьего монастыря они тогда не затронули. 26 апреля начат был первый московский судебный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Сначала вызванный на суд в качестве свидетеля, а потом заключенный под арест в Донском монастыре, стал подсудимым и Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.


Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский

Русская Православная Церковь XX век. М., 2008


Готовившееся осуждение Святейшего Патриарха подразумевало открытие гонений на всех его сторонников, на «Тихоновскую» Церковь в целом, возглавить которое негласно поручено было Л. Троцкому. По его плану к кампании по изъятию необходимо было привлечь лояльно настроенное духовенство («молодых попов») – сменовеховцев – в целях создания «крайне острого» раскола Церкви на «черносотенное контрреволюционное» и «сменовеховское советское», чтобы «повалить контрреволюционную часть церковников»[62]. Группы священников, отличавшихся просоветскими и реформистскими взглядами, образованы были в Петрограде, Москве и Саратове. На роль главы раскола Троцкий избрал епископа Антонина (Грановского). 13 мая 1922 года епископ Антонин совместно с петроградским протоиереем Александром Введенским и тремя раскольническими группами духовенства выступил с воззванием, составленным под диктовку ГПУ, содержавшим требования созыва «Поместного собора» для суда над Патриархом и прекращения «руководимой высшими иерархами гражданской войны церкви против государства»[63].

18 мая 1922 года вдохновенный обновленец протоиерей Александр Введенский, священники Владимир Красницкий и Сергий Калиновский захватили патриаршую канцелярию, объявили себя Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) и заявили о создании «Живой церкви».

Поначалу деятельность самозванцев нашла сочувствие лишь очень небольшого числа священнослужителей. Но ГПУ поддержало своих ставленников и со своей стороны сделало ряд шагов к повышению их авторитета.

Согласно приговору по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, вынесенному Ревтрибуналом 8 мая 1922 года, одиннадцать обвиняемых должны были быть расстреляны, остальные тридцать пять осуждены на разные сроки лишения свободы. Но обстоятельства заставили Политбюро ЦК РКП(б) «приведение в исполнение приговора о расстреле приостановить и поручить [Л. Д.] Троцкому[64] к вечеру 12/V сего года ориентироваться и внести письменное предложение»[65]. «Предложение» Троцкого было составлено своевременно и преследовало три цели, не последней из которых было повышение авторитета обновленцев и успокоение верующих при завершении расправы с лучшими представителями духовенства Москвы. Прежде всего, предписывалось «всемерно использовать настоящий критический момент для опубликования воззвания от имени прогрессивного духовенства» о пересмотре приговора Ревтрибунала. Выступление обновленцев в защиту приговоренных к расстрелу православных объявить по радио и распечатать в газетах. А тем временем поручить председателю Московского Ревтрибунала Μ. М. Беку и первому заместителю председателя ГПУ И. С. Уншлихту «рассортировать» заключенных: решить, скольких человек, и кого именно, помиловать, как бы по ходатайству живоцерковников, а кого расстрелять. Было составлено шесть обращений лидеров обновленческого раскола с ходатайствами об освобождении заключенных. Власти шли «максимально навстречу прогрессивному духовенству»

Страница 19