Размер шрифта
-
+

Благочестие апостольское. О благочестии и жизни христианской по «Постановлениям святых апостолов»

1

См.: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. III. Гл. 4, 1.

2

Свт. Климент епископствовал в Риме с 92 по 101 год.

3

То есть не следует читать за богослужением, поскольку поучения, содержащиеся в них, обращены больше к епископам, чем к народу.

4

«Постановления святых апостолов» до сих пор входят в канон эфиопской Библии.

5

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 1. СПб., 1994. С. 443.

6

Тем не менее в «Книгу правил» – канонический кодекс, по которому живет в настоящее время Русская Православная Церковь, правила, заимствованные из «Постановлений святых апостолов», не вошли.

7

Аксаков Н.П. Предание Церкви и предание школы. М., 2000. С. 29.

8

См: Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. С. 111–115.

9

Migne. Patrologia Graeca. T. XX. P. 10.

10

Имеются в виду десять заповедей Ветхого Завета (греч. δέκα λόγοι буквально – десятословие).

11

Греческое написание имени Иисус начинается с буквы йота, которая одновременно означает и число 10.

12

Здесь и далее выдержки из «Апостольских постановлений» приводятся в сокращении.

13

Эти псалмы являются неизменной частью современного православного богослужения: псалом 62 звучит в начале утрени, на Шестопсалмии, псалом 140-й – в начале вечерни, его стихи перемежаются стихирами (стихиры на Господи, воззвах).

14

Практика выделять для молитвы определенные часы являлась древнейшей принадлежностью еще Ветхозаветной Церкви. Традиция освящать молитвой утро, вечер, ночь и 3-й, 6-й и 9-й час дня восходит к апостолам. Из этих молитвенных собраний первых веков христианства впоследствии выросли службы дневного круга современной Православной Церкви: вечерня, утреня, службы 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов.

15

Здесь и далее месяцы называются по сирийскому календарю.

16

Имеется в виду Богоявление, или Крещение Господне.

17

То есть Страстной седмицы. В первые века существования Христианской Церкви (в некоторых Церквах до III века включительно) празднование Пасхи сводилось главным образом к «пасхальному посту», который приходился на дни еврейской пасхи. Этот обычай со всей несомненностью восходит к самим апостолам. Великий пост появляется лишь в III веке. Отсюда призыв автора «Постановлений» совершать Четыредесятницу прежде поста пасхального.

18

После субботы, то есть в понедельник.

19

Имеется в виду Великая Суббота – суббота на Страстной седмице.

20

Дистр – месяц сирийского календаря, примерно соответствующий марту.

21

То есть воскресенья.

22

Дни Страстной седмицы.

23

После субботы, то есть с понедельника.

24

Этот стих торжественно поется вместо Аллилуия после чтения Апостола на литургии Великой Субботы. Во время этого пения все священнослужители переоблачаются из темных, постных облачений в белые.

Страница notes