Размер шрифта
-
+

Библиотека современной литературы. Выпуск 5 - стр. 14

Всё доброе и хорошее в стране делалось ценой нечеловеческих усилий всех людей сверху донизу. Торжество всего хорошего и правильного (как это понималось официальной идеологией) находилось на службе борьбы со злом. Сталин истово верил, что окончательное торжество добра устранит всякое зло. Поэтому он непоколебимо и методично искоренял любое зло, в любом его проявлении, для скорейшего наступления если не вселенского, то как можно более всеохватывающего человеческого счастья в одном отдельно взятом месте – СССР.

2

В каждом человеческом сердце живёт жажда добра и его торжества над злом, поэтому неудивительно, что большая часть населения СССР была согласна с ценой жертвы за наступление всеобщего блага.

«Враги? Искоренить малое зло, но оставить место большому добру. Нищета – плохо? Нужно много трудиться. Не увидишь рассвет ты – увидят твои дети». И т. д. и т. п. И такие представления не были эфемерными, сказочными в понимании людей. Они видели изменения: как после разрухи гражданской войны страна неуклонно поднималась из руин и жизнь людей становилась все лучше. С тем же энтузиазмом люди восстанавливали экономику после Второй мировой войны, чтобы начать жить лучше. Это не было иллюзией, чарами вождя. Нет. Это была реальность воплощения его слов в их делах, через которые вершилась новая жизнь.

Инертность народа в отношении расправ над «носителями зла» на всём советском пространстве была связана именно с этой парадигмой: убить зло во имя торжества добра, претерпеть худое ради будущего благого. И люди изучали, что такое добро, и избегали делать зло в соответствии с идеологией того времени. Большинство населения так поступало. Потому что это было впервые, ещё не было опыта и связанного с ним осмысления. Без опыта невозможен анализ, предвидение же дано немногим людям.

Поскольку понимание добра и зла у Сталина было с самого начала искажено, а в дальнейшем всё более извращалось (что и следовало ожидать), то борьба со злом принимала всё более зловещие и параноидальные формы. Так, что уже всё бо́льшее количество людей прозревало и догадывалось о безнравственности и бесчеловечности этой нелепой парадигмы. Всё больше людей начало сомневаться в истинности прежде незыблемого принципа «цель оправдывает средства», провозглашённого большевиками и подхваченного И. В. Сталиным, сделавшим его девизом жизни людей всей страны.

Люди осознали, что слова о столь многочисленных внутренних врагах – ложь, лишь в 30-е годы, когда начался период активной «зачистки» общества от несогласных с «режимом». И. В. Сталин понимал, что образ внутреннего врага всё чаще даёт сбои. Массированная идеология об общности новой формации людей, советских, счастливых в прекрасной стране противоречила идее о врагах, которым эта замечательная жизнь почему-то не нравилась. Сталину всё сложнее становилось оправдывать «линию партии и правительства» по ликвидации врагов внутри страны. Люди задавались вопросами: «Почему эти враги враждуют против прекрасной жизни в замечательной стране?», «Когда же они все переведутся, сколько можно их ловить?».

Страница 14