Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия - стр. 35
Определяя принадлежность того или иного человека к кругу образованных, Рубакин считает, что необходимо учитывать не каждый признак в отдельности, а все в совокупности. Отсюда вывод: «Действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он – образованный для всех… он – источник… и распространитель света и вообще добра… На таких-то людях и держится подъем, развитие прогресс общественной и вообще исторической жизни» [там же, с. 24].
В предисловии к «Этюдам о русской читающей публике» у Н.А. Рубакина есть такие слова: «История читающей публики – одна из интереснейших и ярких страниц из истории общественного развития… ничто так не характеризует степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент » [3, с. 35]. И далее: «На мировоззрение читателя кладет глубокий отпечаток сама жизнь, т. е. условия, в которых этому читателю приходится стоять, условия экономические, социальные и пр.»; поэтому, если русский читатель и виноват в том, что он читатель немногочисленный и не ретивый, то в этом виноваты в значительной мере и те условия, в которых ему приходится существовать» [там же, с. 92, 81].
Есть над чем задуматься всем тем, кто участвует в читательской социализации. Искать не только причины «нечтения» или «не такого чтения», а в меру своих индивидуальных и коллегиальных возможностей создавать такую читательскую среду, которая способствовала бы возвышению читателя в процессе его жизнедеятельности.
Как никогда актуален вопрос о том, что читает подрастающее поколение, для чего и как. Ответ мы также находим у Н.А. Рубакина. Оценка всякой книги должна осуществляться с точки зрения главного критерия: «мыслящей, чувствующей, страдающей человеческой личности». Эта личность живет в определенных исторических условиях, и характер ее жизни определяет «для чего, что и как читать» конкретному читателю.
Какие ответы сегодня мы получим на поставленные Н.А. Рубакиным вопросы: «Что ты, книга, можешь дать мне, личности человеческой, мне – такому, каков я есть, моему уму, моему чувству, моей жизни, борьбе, которую я веду, работе, которую я делаю или намерен делать, в тех условиях, в которые меня поставила судьба-фортуна или судьба-злодейка? Что ты, книга, даешь вообще личности человеческой?… Ты, книга, что, собственно, представляешь из себя и какому именно господину служишь? И какие именно перемены ты намерена или можешь внести в мою и вообще человеческую жизнь? Каковы же твои намерения, цели и средства? Мне, личности человеческой, далеко не все равно, какой ответ ты даешь на все эти вопросы» [4, с. 130–131].