Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции - стр. 4
– Толкование на книгу аввы Исаии Дадишо Катарского>11, изданное Р. Драгэ>12;
– сочинения того же автора, опубликованные А. Минганой в Woodbrooke Studies>13;
– творения Симеона д-Тайбуте>14, опубликованные А. Минганой в том же томе Woodbrooke Studies;
2) для VIII века:
– Беседы, Послания и некоторые Сотницы Иоанна Дальятского, которые представляют собой почти все, что дошло до нас от этого автора>15;
– следующие сочинения Иосифа Хаззайи: тексты, опубликованные А. Минганой>16; Послание о трех степенях иноческого жития>17; различные Сотницы>18; Мемра о природе [божественной] сущности>19 и, в ряде случаев, некоторые другие тексты.
Мы расскажем немного и о восточносирийских духовных писателях, живших до VII века. Разумеется, наши мистики VII–VIII столетий их читали. Но, насколько можно судить по тому, что сохранилось, к примеру, из писаний Авраама Натпарского, наиболее известного из восточносирийских монашеских писателей VI века, мистическое богословие там содержится лишь в зачаточном состоянии>20, без каких бы то ни было размышлений о духовном опыте наподобие тех, что появляются начиная с VII столетия.
Сам этот духовный опыт в сирийской среде восходит к периоду ранее VI века и, конечно, в области психологического воздействия, независимо от его последующих теоретических изложений, несет печать религиозного темперамента, свойственного людям Месопотамии – одновременно сурового и эмоционального. С этой точки зрения духовный пыл и аскетическая суровость святого Ефрема не перестали быть свойственными религиозному менталитету его потомков в последующие века. Это необходимо отметить, даже если наше исследование касается в основном богословского или философского способа осмысления опыта Божественного восточносирийскими мистиками VII–VIII веков.
>1 Об Иоанне Дальятском см. далее, с. 278–279, а также Beulay 1977–1978 и Beulay 1978, p. 260–262 (мы будем цитировать это издание Посланий Иоанна Дальятского просто как Beulay 1978). В конце последней публикации можно найти дополнительную библиографию. [Для получения более исчерпывающих сведений см. докторскую диссертацию Б. Коллесса, содержащую издание 22 Бесед и их английский перевод (Colless 1969); обстоятельную монографию о. Робера Духовное учение Иоанна Дальятского, восточносирийского мистика VIII века (Beulay 1990); критическое издание и французский перевод Бесед 1–15, предваряемое очерком о мистическом богословии Иоанна Дальятского (Khayyat 2007). На русском языке см. Селезнев 2009 (перевод Послания 34 о божественном рачении и радовании);