Бесконечночь - стр. 52
Отзывчивая, внимательная, участливая, сейчас она работала в храме святого Трифона. В этом здании двадцать лет назад находился районный суд, но после прихода к власти Горбачева его вернули церкви.
До этого Надежда Владимировна работала бухгалтером в школе, но, когда храм разрешили восстановить, она сначала устроилась туда работать бухгалтером. Работы для главбуха было мало, и она в основном помогала всем, чем могла, а так как срочно нужен был сотрудник продавать свечки на входе в храм — она встала их продавать. Тогда она еще почти ничего не знала о религии, но брала книги и учила, а что могла — спрашивала.
Почти сразу Надежда поняла, что свечной ящик — это своего рода форпост церковной жизни, ведь именно с него начинаются вопросы впервые пришедших в храм и именно тут сосредоточена основная информация обо всех людях и событиях.
Рядом с храмом святого Трифона располагалась районная больница с онкодиспансером. И понятно, что многие люди заходили в храм с бедой и болью, со страхом и отчаянием, с надеждой и упованием.
Надежда не просто продавала свечки у входа, она всегда старалась поговорить с человеком, расспросить о том, что случилось, и постараться помочь. Она объясняла, указывала, где и какому святому поставить свечку за здравие, за упокоение, кого попросить за выздоровление, направляла к батюшке, уговаривала на исповедь. Часто родственники больного говорили:
— Зачем на исповедь? Вы бы знали его — он же святой!
А потом все равно уговаривали больного исповедаться и причаститься.
Болящие приходили в церковь, как будто цеплялись к последнему вагону уходящего поезда. Почти всегда спрашивали:
— Зачем Бог дал мне эту болезнь?
Надежда всегда отвечала:
— Господь с человеком говорит сначала шепотом любви, но, если тот не слышит, голосом совести. И только потом посылает скорби и болезни.
Надежда искренне считала, что, когда человек заходит в храм и смотрит по центру, как бы в небо, его душа чувствует Бога. А когда она расставляет руки и говорит, что не знает, что делать, тут уже человеческое и нужна поддержка людей, таких как она, чтобы помочь ему.
Надежде очень нравилась ее работа, ведь она была своего рода проводником между неверующим человеком и уже сомневающимся, что Бога нет.
Когда в храм заходил не православный человек, а, может, вообще первый раз переступивший порог церкви, он почти всегда был испуган и не знал, куда ему идти и что делать. Надежда ходила с ним и проводила целую экскурсию: рассказывала, какая икона где находится, что нужно поклониться, перекреститься и свечку поставить. И так целый день, как будто малых детей за руку водила и учила грамоте. Иногда попадались грубияны, но Надежда никогда на них не обижалась: человек же первый раз пришел в храм, а Промысел Божий происходит через людей. Часто заходили нищие и бездомные. Они тоже не знали, что делать, зачем пришли. Но ставили свечки, Надежда начинала с ними разговор, и оказывалось, что они никогда не исповедовались и не причащались. Она давала им молитвослов, рассказывала, как подготовиться к исповеди, и оказывалось, что этот человек жаждет исповедаться, просто стеснялся и не знал, как зайти и сказать об этом.