Размер шрифта
-
+

Белая Богиня - стр. 99

Геракл впервые появляется в легендах как священный царь пастушеского народа и, возможно, потому, что пастухи видели в рождении ягнят-близнецов добрый знак, имеет брата-близнеца. О том, каков он и что совершил, позволяет судить множество легенд, народных обычаев и мегалитических сооружений. Он способен вызвать для своего племени дождь и являет собою грозу в человеческом облике. Легенды часто переносят его в Ливию и Атласские горы; возможно, там и родился его образ во времена палеолита. Жрецы египетских Фив, отождествлявшие его с богом Шу, относили его рождение «за семнадцать тысяч лет до правления фараона Амасиса». Он вооружен дубовой палицей, ибо дуб дает корм его скоту и его племени и привлекает молнию более всех прочих деревьев. Его символы – желудь, сизый голубь, гнездящийся на дубах и в расщелинах утесов, омела (loranthus) и змея. Все эти символы имеют сексуальную природу. Голубь был посвящен богине Любви в Греции и Сирии, змея почиталась как древнейший из фаллических тотемов, желудь в шляпке ассоциировался у греков и римлян с головкой полового члена (glans penis), омела считалась целительным средством от всех болезней, а ее латинское (viscus) и греческое (ixias) названия отсылают соответственно к латинскому и греческому словам «vis» и «ischus» со значением «сила», возможно из-за напоминающей сперму вязкости ее ягод, ведь сперма слыла источником жизни. Геракл возглавляет оргиастические мужские культы, его сопровождают двенадцать спутников, вооруженных луками, включая и близнеца-копьеносца, выполняющего роль его заместителя, помощника и выборного наследника. Ежегодно под покровом зеленого леса Геракл вступает в священный брак с лесной владычицей, двойником девы Мэриан из английских легенд. Он – могучий охотник и наделен способностью в случае необходимости вызывать дождь. Для этого он либо оглушительно грохочет дубовой палицей в дупле дуба и мутит пруд дубовой ветвью, либо гремит камешками в священной тыкве-колоцинте (согласно более позднему варианту мифа, черными метеоритными камнями в деревянной шкатулке) и так привлекает грозу посредством имитативной магии.

Обстоятельства его смерти можно реконструировать по многочисленным легендам, фольклорным обычаям и другим реликтам древних культов. В середине лета, когда завершается его полугодовое царствование, Геракла, напоив допьяна крепким медом, приводят в центр круга из двенадцати каменных столбов, установленных вокруг дуба, перед коим воздвигнут каменный алтарь; ветви же дуба обрезаны таким образом, дабы придать ему форму буквы Т. Его привязывают к дубу ивовыми прутьями, «пятикратными узами» соединяя запястья, шею и лодыжки. Засим его соратники сдирают с него кожу, ослепляют его, оскопляют, насаживают на омеловый кол и, наконец, разрубают на части на алтарном камне

Страница 99