Азы православного богослужения - стр. 2
Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, Богослужение совершалось от лица семей главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали целый народ, Богослужение стало совершаться от лица всего народа, и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые его формы.
Начало Богослужению новозаветному положил Иисус Христос, повелев апостолам совершать установленные Им Таинства, проповедовать Евангелие по всему миру и совершать частную и общественную молитвы. Апостолы определили характер нового Богослужения и полноту его. При них уже, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих, называвшиеся церквами. Богослужение совершалось в воскресные дни поставленными через рукоположение епископами, священниками и диаконами. Оно состояло из молитв, песнопений, чтения слова Божия, проповеди и совершения Таинств, главным из которых было Таинство Евхаристии. Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, по данной им заповеди: вся же благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14, 40).
О храме
Понятие о храме
Храмом называется особое, посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для общественного Богослужения. Здание это имеет особого рода устройство и отличается от часовни тем, что на престоле его находится антиминс, освященный архиереем. Храм также называют церковью[1]. Храм, служащий для совершения Богослужений духовенством нескольких церквей, называется собором. Соборами именуются обычно и главные храмы в городе или в монастыре, а также храмы, имеющие особенное значение. Тот же из соборов в епархии, в котором находится кафедра архиерея, называется кафедральным.
Происхождение храмов
Во времена патриархальные храмов не было, а Богослужение совершалось под открытым небом, преимущественно же на таких местах, которые ознаменованы были каким-либо важным религиозным событием или сами собой располагали к молитве. При Моисее, по повелению Божию, в первый раз было устроено одно определенное место для общественного Богослужения. Таким местом была скиния, или подвижный храм, в котором Бог принимал от людей молитвы, жертвы и давал Свои откровения. Позднее Господь дозволил Соломону заменить Скинию постоянным храмом. Этот храм был выстроен Соломоном в Иерусалиме на горе Мориаг и признан навсегда единственным законным местом для общественного Богослужения.
Иисус Христос, уча поклоняться Небесному Отцу на всяком месте, тем не менее посещал и храм Иерусалимский. Апостолы вначале ходили в тот же храм для своих частных молитв, но для совершения Таинства Причащения избирали особенные места, получившие наименование церквей. Сии церкви при апостолах не составляли нарочито устроенных зданий, но помещались в частных домах, отличаясь от прочих домов только своим высоким назначением. После времен апостольских христиане, гонимые язычниками, долго не имели для себя особых храмов и должны были отправлять свое Богослужение в частных домах, катакомбах и в других уединенных местах, где только и была возможность укрыться от своих врагов. Возможность строить особые великолепные здания для молитвенных собраний христиан появилась только со времен Константина Великого († 337), объявившего христианскую религию господствующей в Римской империи.