Азы православного богослужения - стр. 4
Средняя часть храма, или собственно церковь, предназначается для верных – тех, кто верует во Христа и участвует в дарах благодати Христовой. Мужчины во время Богослужения обыкновенно располагаются на правой стороне храма, а женщины – на левой. В древности посредине церкви всегда устраивался амво́н[3] – возвышенное место с несколькими ступенями. На него епископы и священники восходили для проповеди, диаконы для чтения Евангелия, а чтецы для чтения Деяний и Посланий апостольских. Амвону усвоилось значение камня, с которого Ангел благовествовал о Воскресении Христовом. Ныне амвон посреди церкви, называемый архиерейским, ставится лишь в кафедральных соборах. На нем архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. Амвоном же теперь называют часть солеи́ – возвышения перед иконостасом – напротив Царских врат. По сторонам солеи устраиваются кли́росы для чтецов и певцов, а подле клиросов ставятся хору́гви – иконы, висящие на древках в виде знамени. Как церковные знамена они и носятся верующими при Крестных ходах.
Алтарь[4], где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. Как показывает значение самого слова, алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме и являя собою образ Горнего мира. Иногда в одном храме устраиваются несколько алтарей. Алтари, примыкающие к главному, называются приделами.
Алтарь ныне отделяется от средней части храма иконостасом – стеной, уставленной иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые большие из них называются Царскими вратами, потому что при литургии через них в Святых Дарах невидимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть алтаря, где находится престол, знаменует открытие людям Царствия Небесного. Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских, называются диаконскими: одни – южные (справа), а другие – северные (слева).
На иконостасе, по правую сторону от Царских врат, ставится обыкновенно икона Спасителя, а ближе к южным дверям – икона святого, во имя которого построен храм. По левую сторону Царских врат ставится икона Божией Матери. На самих Царских вратах находится икона Благовещения Пресвятыя Богородицы, а на северной и южной дверях иконостаса чаще всего изображаются или вестники воли Божьей Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил, или архидиаконы Стефан и Филипп. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери. В больших иконостасах, где иконы стоят в нескольких рядах, во втором ряду находятся иконы двунадесятых христианских праздников; в третьем ряду посередине ставится икона Иисуса Христа с Божией Матерью и Иоанном Предтечей, а по сторонам – иконы апостолов; в четвертом ряду – иконы пророков и посреди них икона Божией Матери с Предвечным Младенцем. Верх иконостаса увенчивается крестом.