Азы философии для философов - стр. 1
Часть 1.
Обезьяна на ветке
«Если душа – это умение любить,
быть преданным и благодарным,
то животные обладают ею в большей степени,
чем многие люди».
(Джеймс Херриот)
Как вы думаете, о чём размышляет обезьяна, сидящая высоко на ветке дерева и смотрящая на огненный закат солнца над далёкими горами? Думаете, – о банане? Возможно. Думаете, – о другой обезьяне? Тоже возможно. Думаете, – о том, какой у неё был хороший день, и о том, каким будет день завтрашний? Возможно и такое. А ещё возможно, что она просто любуется закатом, восхищаясь красотой природы. Или размышляет о том, куда каждый вечер прячется солнце.
Обезьяна может размышлять о многом. Не может быть только одного. Обезьяна не может не думать ни о чём. И это очень важно понимать, если вы хотите узнать, что такое философия. Я не шучу. Так оно и есть.
Кто-то спросит: «А причём тут обезьяна?». Я отвечу так. Если бы обезьяна не могла размышлять об окружающем мире, у нас не было бы никакой философии. Почему? Об этом вы узнаете чуть ниже.
А пока остановимся на том факте, что все животные думают. Хотя мне встречались люди, которые отрицают этот научный факт. Им явно необходимо снова пойти учиться, или хотя бы повторить школьный курс биологии.
Животные не просто думают, а думают довольно разумно и логично. Конечно, они это делают, основываясь на своих потребностях и возможностях. Как, впрочем, и люди. Животные осмысливают мир вокруг, познают его, учатся жить в нём, контролировать его, организовывать свою жизнь так, чтобы прожить как можно дольше и лучше.
Важно понимать, что все животные осмысливают мир вокруг, изучают окружающую действительность, в которой им приходится существовать. Но могут ли животные философствовать? Хотя бы такие высокоразвитые, такие как обезьяны? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять, что такое философия; не только то, что она представляет собой как самостоятельное явление, но и то, как она работает и развивается.
Согласитесь, невозможно ответить на вопрос, могут ли животные философствовать, если вы не знаете, что такое философия.
Скверная ситуация в философии
К сегодняшнему дню в философии сложилась странная ситуация. Не зная, что такое философия, философиоведы умудряются преподавать студентам и саму философию и её историю. Естественно, преподавать плохо, не верно. Невозможно хорошо преподавать предмет, которого не знаешь. А в том, что философиоведы не знают философии, они сами признаются в своих работах, уверяя аудиторию, будто вопрос о сущности самой философии всё ещё является открытым вопросом.
Такая ситуация сложилась не только в России. Это мировая проблема философии. Например, в западной философии знают о сущности философии ничуть ни больше, чем в России или на Востоке. Философиоведы часто пишут о том, что сам вопрос «что есть философия» является «философским вопросом», то есть, ещё не выясненным вопросом.
Например, норвежский академический философ Ларс Свендсен в своей книге «Философия философии», которую я анализировал, пишет о сущности философии следующее:
«Всякая философия содержит в себе – или, по крайней мере, подразумевает – некое понимание сущности и целей философии… «Сущность» философии, если она вообще имеет место быть, невозможно объяснить, передать, скорее она заключается в деятельности, которая заставляет нас постоянно задаваться вопросом о ее цели и смысле».
Вот так! «Сущность философии, если она вообще имеет место быть, невозможно объяснить».
Философам и философиоведам тысячелетий не хватило, чтобы выяснить это. Естественно, что к таким же «философским вопросам» они относят и вопросы о предмете философии, её сути, задаче, цели и т.д. Каждый фантазирует на заданные темы по мере своего разумения, кто во что горазд.
А теософы разной величины старательно поддерживают такую ситуацию, так как кровно заинтересованы в том, чтобы философия оставалась на неопределённом уровне. Потому что только такая ситуация позволяет им оставаться не просто в рамках философии, но в рамках научной философии!