Размер шрифта
-
+

Азбука духовной жизни - стр. 13

«ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ не в том только состоит, чтобы наслаждаться миром и утешением, но и нести благодушно отъятия утешений» (преподобный Макарий Оптинский).

О совершенствовании в ДОБРОДЕТЕЛИ. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами (2 Кор. 6: 1). Апостол умоляет христиан, чтобы они «не вотще приняли благодать», – чтобы старались об исправлении и усовершенствовании в добродетели. Кто не пользуется благодатными дарами и средствами своего спасения, тот тяжко грешит… Итак, рассмотри свою жизнь и поступки. Пользовался ли ты верно и добросовестно всеми случаями и средствами, какие Отец Небесный указывал тебе для твоего исправления?

Земные блага суетны и опасны для тех, которые привязываются к ним всем сердцем. Как глубоко падает человек, пристрастившийся к ДЕНЬГАМ и имуществу.

Об уклонении от ДУХОВНИЧЕСТВА. Если же вы оставите надзор, уединитесь, то, кто знает, можете ли оное благо безмолвия улучить и успокоиться? Общая польза должна вас удерживать. Токмо старайся не считать себя достойным, умным и могущим пользовать других, но единственно исполняющим послушание.

ДОБРОДЕТЕЛЬ и святость уподобляют нас Богу, восстанавливают в истинный образ Божий. Кто обладает собою, своими наклонностями и пожеланиями, чтобы делать то, что истинно и благочестиво, тот не уподобляется ли Богу в добродетели и любви, не есть ли в своей жизни и делах видимый образ Божества?.. Наши поступки и жизнь да не будут для окружающих претыканием и соблазном, но поощрением и побуждением к нравственному совершенству.

Самая лучшая ДОБРОДЕТЕЛЬ – никого не презирать.

О враждебном ДУХЕ мира. Лукавый дух мира своими обычаями и правилами всегда стоит в явной и тайной вражде с духом и правилами христианской жизни, созидаемой в Церкви Христовой. И здесь можно быть поборником или изменником веры. Например, потребность мирских удовольствий и развлечений, обычаи светской жизни, приличия людские, желание избежать нарекания со стороны других зовут в веселое собрание светских развлечений и удовольствий; и это тогда, когда долг звания христианина, нарочитое время церковного колокола призывают вас в храм Божий, в храм молитвы и славословия Бога. Куда склонится в это время христианин?

Любящий полное ДОВОЛЬСТВО утрачивает духовный разум.

О малых ДАРОВАНИЯХ. Многие думают, что если дается благодатное дарование от Бога, то это должно непременно быть чем-то великим, необыкновенным. Вследствие этого они ставят ни во что данные им от Христа благодатные дарования. Они пренебрегают теми скромными дарами и способностями, которые не сразу обращают на них внимание людей и не дают им возможности сразу отличиться какими-нибудь великими делами. Так ошибочно думали еще во времена апостолов коринфские христиане, и святой Павел счел долгом внушить им, чтобы они дорожили всяким благодатным дарованием, как бы оно ни было мало, потому что во всяком случае, каждое дарование идет от одного и того же Духа Божия, Который хорошо знает, какое дарование кому дать.

Страница 13