Азбука духовной жизни - стр. 15
Ж
О ЖИЗНИ. Вычтем время, употребленное на наши нужды, болезни, беспокойства, еду, сон, – на это уходит девять десятых нашей жизни.
Главная обязанность ЖЕНЫ – быть покорною мужу. Жена должна быть кроткая и нежная по сердцу, жена имеет полную возможность и необходимую обязанность успокаивать мужа, измученного тяжестью и хлопотливостью общественных занятий, и своею внимательностью к нему, своим нежным участием в его заботах возбуждать в нем новую бодрость в делах, новую ревность к трудам. Жена должна вести себя так, чтобы муж смотрел на свой дом как на пристанище, в котором одном он всегда может найти любовь, мир, спокойствие и множество других радостей, чтобы по окончании дел вне дома он спешил к себе, к жене своей, а не искал развлечений в каких-либо других местах. Едва ли что может быть безрассуднее и для счастья семейного вреднее того, что жена встречает мужа после его трудов и хлопот не знаками любви, а какими-либо капризами или выражениями укоризны, досады и неудовольствия и даже ругательствами. В таком случае она себя должна винить, если ее муж будет бегать своего дома, и ее семейное счастье окончательно разрушится.
З
Ходить на ЗРЕЛИЩА, смотреть на конские ристалища, играть в кости <в наше время – в карты>: все это как будто не считается за действительный грех, однако же вводит в жизнь нашу тысячекратные бедствия.
ЗНАМЕНИЕ времени. Что такое новые учения, противные вере христианской, получившие ныне у нас такую силу под именем просвещения, как не стези пути непреложного? Но еще более страшное знамение нашего времени составляет у нас умножение всякого рода самоубийств и убийств: убивают воры и грабители, убивают люди, пьющие до безумия, убивают люди раздраженные, одержимые крайним самолюбием и гордостью, убивают, наконец, дети. Чем все это объясняется?! Тем, что дух противления (Еф. 2: 2) прошел по земле нашей, тем, что нет страха Божия пред глазами нашими (Рим. 3: 18). Не страшнее на вид, но не менее опасное знамение времени составляет у нас день ото дня увеличивающаяся роскошь и страсть к удовольствиям, наслаждениям и развлечениям всякого рода. Это направление составляет несомненный признак возрастающего упадка и истощения духовной силы в народе: бодрости, трудолюбия, воздержания, терпения, мужества добродетели и героизма. «Без внимания и самоуглубления, – говорит святитель Феофан Затворник, – дел Божиих и печальных признаков времени ни заметить, ни уразуметь нельзя»[5]. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают.