Аюрведа. Философия и травы - стр. 21
Браджака – это огонь, управляющий цветом кожи. Располагается эта дхату в коже, при её расстройстве появляются сыпь или пятна. Браджака отвечает за усвоение тепла, поступающего через кожу. Лежишь ты на пляже, греешься на солнышке – так это браджака в тебе работает.
Алочака – это огонь, отвечающий за зрительное восприятие. Располагается в глазах, управляет восприятием и усвоением света из внешнего мира.
Ранджака – это огонь, придающий цвет. Располагается в крови, печени, селезёнке, желудке и тонком кишечнике, окрашивает кровь, желчь и кал. Основное место расположения ранджаки – кровь. Расстройство ранджаки обусловливает большинство расстройств печени.
Шестой вид огня – Джатар-Агни, или огонь пищеварения. К субдошам он не относится, находится в желудке и отвечает за грубое переваривание пищи.
Пульсация – это расширение и сжатие. Ими руководят центростремительная и центробежная силы. Пространство всё время пульсирует, галактики расширяются, живут и сжимаются в чёрные дыры. Галактики – это проявленное состояние пространства, а чёрные дыры – непроявленное. Хотя Веды знали об этом давно, учёные открыли существование чёрных дыр сравнительно недавно.
Пять видов пульсации определяют витальную силу Вата-доши. Вата гармонизирует работу Капха– и Питта-дош на витальном уровне. Эти виды пульсации являются также и субдошами Ваты.
Первая пара пульсации: Прана и апана.
Прана – это вдох и всё, что направлено внутрь, апана – это выдох, выделение и всё, что направлено наружу. Благодаря Пране мы можем вдыхать, принимать пищу, пить, воспринимать информацию из внешнего мира, благодаря апане – выдыхать, выделять мочу, кал, а также выражать свои мысли и делать всё, что исходит от нас. Заполняя голову и концентрируясь в мозг, Прана движется вниз, в горло и грудь, управляя вдохом и глотанием, она регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Это наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами Ваты в организме. Прана предопределяет наше воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет нас с нашим внутренним «Я». Слово «Прана» используется и в более широком смысле, обозначая Вата-дошу в целом, поскольку все остальные виды Ваты происходят от неё.
Апана означает воздух, движущийся вниз, или удаляющий воздух. Она концентрируется в толстой кишке и управляет всеми импульсами, направленными вниз: выделением, мочеиспусканием, менструациями, родами и соитием. Очень актуальные для Аюрведы проблема борьбы с запорами и лечение женских болезней как раз связаны с воздействием на застой апаны в толстом кишечнике и органах малого таза. Апана поддерживает и контролирует все другие виды Ваты, и её нарушения лежат в основе большинства расстройств Ваты. Будучи силой, направленной вниз, в своём возбуждённом состоянии она вызывает разложение и распад, поэтому при лечении Вата-доши следует в первую очередь уделять внимание нормализации апаны.