Размер шрифта
-
+

Астрология Каббалы и Таро - стр. 49

(шин, XX аркан, «Пробуждение мертвых»). Встречающаяся перестановка Урана и Плутона отражает наиболее распространенную ошибку нашего материалистического времени: высшим творящим первоначалом, более близким к Абсолюту, начинает считаться огонь (энергия), а не воздух (мысль), хотя по традиционной иерархии воздух выше огня (ближе к Кетеру и находится на Древе милосердия), в то время как огонь ближе к материальному миру Малькута (и находится на Древе суровости).


В системе Мирового древа Каббалы соотнесение букв с планетами проявлено не только в прямом астрологическом соответствии. Например, оно подспудно присутствует в эпитетах Бога, связанных с буквами: с одной стороны, каждый эпитет начинается на ту букву иврита, к которой он относится. С другой – их последовательность отражает связь с сефиротами, а через них – со значениями планет.

Так, первый эпитет относится к букве Алеф – «бог, явившийся (из скрытого)» – связан с сефиротом Кетер, а значит, с Нептуном, второй – с Хокмой и Ураном, третий – с Биной и Сатурном, и так далее до десятого эпитета к букве Йод, который связан с Малькутом. Одиннадцатый эпитет вновь относится к Кетеру и так далее, а последние буквы и соответствующие им эпитеты связаны со стихиями.

Таблица помогает увидеть, какие сопоставления легли в основу того синтеза, который представляют собой старшие арканы Таро. Карты Таро, которые в своих старших арканах соотносятся с 22 цинаротами, интересны тем, что дополняют идеи через образы-картинки, каждая из которых имеет смысл определенного духовного пути. Совмещая логически-лингвистическую систему с образной, мы получаем яркую синтетическую модель взаимодействия основных сил природы, выраженных в сефиротах.

Сефироты описывают процесс эволюции мирового Духа на пути Творения Вселенной, цинароты символизируют подобный процесс на ранг ниже: трансформацию человеческого духа, результатом которой служит возникающее совершенство души. Идею этого совершенства подтверждает «печать Бога», которой Он в конце пути – в завершающей стадии цинарота тав – отмечает праведную душу. То, что карты Таро описывают духовную трансформацию человека и то, что ее цель – формирование индивидуальной души, которая способна взять на себя ответственность за мир наряду с самим Творцом, сомнения не вызывает (в частности, основатель аналитической психологии К. Г. Юнг, стремившийся сомкнуть психологию с религией, усматривал в последовательности карт психический процесс индивидуации).

Здесь надо иметь в виду, что в старших арканах Таро речь идет о трансцендентной и обычно невидимой стороне жизни, которая открывается нам как чудесное, страшное и «мистическое». Она чаще всего остается скрытой от окружающих и явленной в лучшем случае лишь самому субъекту трансформации: из-за бессознательного отношения к этим процессам человечества в целом, из-за страха перед ней, побуждающего полностью отрицать ее – как здоровая внешняя жизнь отрицает сомнительные субъективные переживания, – и вследствие этого, из-за практической невозможности рассказать о ней иначе чем только на языке символов и архетипических образов. Повседневные душевные трансформации, оказывающие заметное влияние на событийное течение жизни и земные материальные достижения – и потому не отрицаемые большинством, описывают Младшие арканы Таро, которые мы рассмотрим в третьей главе книги. Обычно в этом третьем, душевно-телесном, смысле и понимается «влияние» планет и их астрологические значения. Но универсальный мифологический праобраз – Зодиакальный архетип планеты – описывает все три уровня.

Страница 49