Размер шрифта
-
+

Астрология Каббалы и Таро - стр. 51

» или «Безумный» (в игральных картах – Джокер). Хокма и Уран символизируют принцип Духа, но какова связь Духа с безумием? Оказывается, очень тесная и очень древняя: само слово «дух» восходит к индоевропейскому корню dheuдуть»), от которого через «dheur» – «буйствовать» образовано наше «дурак»! Дух свободен от условностей, причастен к еще неокультуренной стихии, потому он буйствует и неистовствует, проявляясь в цивилизованном человеке – отчего мы говорим: человек «одержим» идеей, мыслью, духом. Во всех религиях, начиная с примитивного шаманства, одержимость считалась признаком близости к божественному. Это видно и в отношении православия к юродивым, которые нередко подобны всевидящим пророкам.

Дух – это божественный гений, проявляющий себя в созидании Вселенной. В этом – первое, наиболее бесспорное и простое для нашего понимания явление Бога, потому Его эпитет, связанный с этим цинаротом, – «бог явившийся». Но когда Дух носится над первозданными водами, Вселенной еще нет, и потому Алеф – только шут, ноль, ничто, абсолютная пустота, которая может стать любой, и абсолютная свобода этого становления: в этом Ничто в потенциале содержится всё. Поэтому в Таро этот аркан считается нулевым или последним, XXII. Планета Уран говорит о том, что Бог творит Вселенную легко, случайно и не нарочно, – и такова же спонтанная и ничем не ограниченная природа человеческой гениальности. Но все же нечто над этим стоит – а именно изначальная архетипическая полнота Кетера, которая и является причиной первотолчка. Дух творит, исходя из своей полноты: вовсе не от того, что ему чего-то не хватает, а от того, что в его покое есть избыток, который и проявляет себя как перводвижение.

Поскольку движение является первым и самым сильным отклонением от изначального равновесия – уходом от самодостаточной в себе полноты – оно грозит разрушить тот покой, который стал его причиной. Чтобы движение существовало, необходим постоянный баланс движения и покоя, и этот цинарот соотносится с «правилом равновесия» в «моральном мире» «Сефер Йецира». О том же говорит один из символов этого цинарота – коромысло.

С образом коромысла перекликается та палка с узелком, которую держит за плечами нищий бродяга Шут на картинке Таро, балансируя на краю пропасти. В этом узелке – то «всё» и «ничего», которое заставило его отправиться в путь. Глаза безумца-Шута обращены к небу. Он не обращает внимания на бездну, разверзающуюся перед ним, на подстерегающего его хищного крокодила и на верного друга-собаку, что кусает его за ногу, пытаясь остановить. Следующий шаг может быть роковым – но раскрепощенная фигура Шута подчеркивает отсутствие всякого предначертания. Мы не знаем, как будут разворачиваться события: может, он свалится в пропасть, может, сделает шаг в сторону – а может, взлетит? Карта Шута воплощает

Страница 51