Размер шрифта
-
+

Аскольдова тризна - стр. 48

«Как долго мне скрываться здесь?!» – задавался вопросом Кевкамен. И как ни пораскинь умом, выходило одно: до тех пор, пока по каким-то причинам не уедет из Киева Сфандра. А случится ли такое – неведомо.

А в последнее время этот вопрос надо рассматривать в другом аспекте… Аспект – латинское слово, часто употребляемое и в Византии, часто означает взгляд, а для меня сейчас олицетворяет, может быть, жизнь… Или смерть… – горько размышлял грек. – Поединок между Рюриком и Водимом состоится. Это уже решено. И не дай Господи, погибнет сын Умилы… Что тогда будет со мной?.. Наверняка меня жрецы выдадут Сфандре и Диру, а то и просто придушат. Да и норманны не пощадят. Они против греков теперь зуб имеют… Вот как может все обернуться. Поэтому на поединке следует присутствовать самому и видеть все своими глазами… А в зависимости от исхода его тут же предпринять дальнейшие действия. Если Водим убьет Рюрика, обязательно наступит смута. Во время ее можно и незаметно скрыться…»

Наверно, кому-то покажутся наивными выводы грека, но он решил так для себя, посему и упросил Рюрика взять его на хольмганг.


Рюрик не захотел перед поединком поклоняться Перуну, ибо считал служителей его капища своими кровными врагами, а возжелал побыть в храме бога-Света Велеса, который видом своим напоминал Святовита, стоявшего на острове в Варяжском море, да и храм Велеса, построенный из столетних дубов, как две капли воды, походил на храм в Аркане.

На реке князя уже ожидала лодья с красным стягом, на котором был изображен белый сокол, и Рюрик переплыл с Торжинского холма на Beлесов.

С него до храма шла тропинка, застланная зеленым сукном. И деревья густыми зелеными ветвями, сплетенными с обеих сторон, склонялись над нею. Князь сел на коня, покрытого тоже зеленой япончицей, и в сопровождении служителей храма, которые повели лошадь под уздцы, поехал словно через сквозной зеленый коридор. У входа их встретил верховный жрец. Он был также в зеленом клобуке, повитом белой пеленою, в руках держал жезл, обтянутый змеиной кожей. Вышли навстречу храмовые слуги с зажженными лучинами, а певчие затянули духовную языческую песнь:

Шествуй, княже, сын Годолюба, в храм скотьего бога,
В храм скотьего бога, в хором Велеса-Света.
Мир ти, боже, мир ти, княже, мир ти, друже!
Утешься сам и повергнись перед идолом бога!..

Верховный жрец с поклоном принял княжеские дары и положил их на золотом подносе перед Велесом. Следом за жрецом к идолу прошествовал и Рюрик, поднял на «скотьего бога» глаза.

Велес, как и Святовит в Арконе, был огромного роста, триглав, с глазами из красных рубинов – по два на каждый лик, с покровом, спускающимся складками до земли. Одна рука бога сжимала жезл, похожий на посох пастуха, другая – стрелы; по левую сторону идола стоял стяг жреческий, по правую – обетный жертвенник и жаровня, под которой полыхал огонь. Подле жертвенника находилась чаша, налево – скамья для князя. По бокам у стен капища возвышались два божка – золотая баба и божич Чур, сын этой бабы.

Страница 48