Архитектурный путеводитель по Санкт-Петербургу - стр. 12
Трезини удалось в проекте Петропавловской крепости композиционно скрестить архитектуру Северной Европы с Южной. Южная Европа – Италия, Рим, церковь Санта-Сусанна, церковь Иль-Джезу. Северная Европа – церковь Святого Петра в Риге, церковь Святого Николая в Копенгагене. Детали этих построек в той или иной степени воплотились здесь, в Петропавловском соборе.
В 1757 г. собор восстанавливают после пожара. В 1776 г. колокольня собора сильно пострадала после урагана. Ангел на шпиле, карильон и куранты были заменены. В 1858 г. закончились работы по замене деревянного каркаса шпиля на металлический (архитектор К. Тон и инженер Д. Журавский). Металлический каркас позволил увеличить длину шпиля на 10,5 метра. В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 г. были отреставрированы фасады, в 1956–1957 гг. – интерьеры.
Длина зала собора – 61 метр, ширина – 27,5 метра. Наличники окон украшены масками херувимов. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Декоративный щит с фреской сочинен с легкими волютами. Западный фасад на нижнем уровне украшен шестью пилястрами с двух сторон от портика главного входа. Башня колокольни оформлена по бокам массивными волютами, каждый верхний уровень колокольни уже предыдущего. Четвертый ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами под часы в массивных белокаменных рамах. Выше располагается восьмигранный барабан с проемами для колоколов, и каждая сторона оформлена пилястрами с капителями, выше стоит вместо традиционного креста тонкий барабан – основание 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках (высота креста около 6,5 метра). Высота фигуры ангела – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра, а масса – около 250 кг. Петропавловский собор, высота которого сейчас 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. На колокольне 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 г. Там же установлен карильон – музыкальный инструмент на колоколах, третий по счету. Первый был установлен еще в петровское время.
Петропавловская крепость
Как строили летнюю резиденцию Петра I
В 1704 г. Петр задумал построить в новом городе свою летнюю резиденцию. Место было выбрано у слияния реки Безымянный Ерик (ныне – река Фонтанка) с Невой. Ранее здесь находилась усадьба шведского феодала, и небольшая часть побережья была обжита. Царь приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Летний сад получил строго геометрическую планировку. Прямые и радиальные аллеи разделяли его на отдельные площадки – боскеты (квадраты зеленого массива, со всех сторон обрамленные деревьями). Особую роскошь и живость придавали саду фонтаны. В отличие от французских садов, подчиненных единой композиционной схеме, в центре которой находился дворец, «голландские» сады делились на несколько прямоугольных участков, каждый из которых имел собственную композицию без радиальных аллей, с асимметричным расположением дворца. Не случайно царь поручил создание Летнего сада именно голландскому садовых дел мастеру Яну Розену, который приехал в Россию из Амстердама еще в 1698 г. по частному контракту с князем Д. Г. Черкасским для работы в подмосковном имении князя. С 1710 по 1726 г. Розен занимался устройством Летнего сада.