Размер шрифта
-
+

Архитектурный путеводитель по Санкт-Петербургу - стр. 11

Уроженец Амстердама, живший и работавший в Схидаме, Харман фан Болос приехал в Санкт-Петербург по контракту в мае 1713 г. Мастер прожил в Петербурге около полувека, за все время был единственным крупным специалистом по постройке шпилей, также занимался постройкой и ремонтами мостов, набережных. Харман фан Болос за свою продолжительную карьеру оказал сильное влияние на общий архитектурный облик города. Он разработал проект шпиля высотой 25 метров, руководил его сборкой на земле, подъемом и установкой на верхнем фонарике колокольни Петропавловского собора. В мае 1719 г. шпиль был готов, обшит тесом и окрашен масляной краской. В то же время Канцелярия городовых дел, которая руководила строительством города, договорилась с рижским мастером Ф. Циферсом о выковке листов из красной меди для покрытия шпиля колокольни Петропавловского собора. В 1723 г. листы для шпиля были позолочены двумя другими рижскими мастерами – И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом. Одновременно с золочением шла работа по завершению шпиля. В мае 1722 г. Трезини подал доношение в Канцелярию городовых дел, в котором писал: «Надлежит ныне делать из листовой меди ангела летающего, который будет поставлен на кугель шпица колокольни святыя церкви Петра и Павла, который будет держать в руках крест против сделанной модели и рисунку». Рисунок ангела, держащего в руках крест, был выполнен самим Трезини. Ангел в металле был сделан упомянутыми выше рижскими мастерами и водружен в 1724 г. Высота колокольни от фундамента до самой высокой точки составляла 106 метров.

ТРЕЗИНИ УДАЛОСЬ В ПРОЕКТЕ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ КОМПОЗИЦИОННО СКРЕСТИТЬ АРХИТЕКТУРУ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ С ЮЖНОЙ

Следует отметить, что до того, как были закончены работы по монтажу и декору шпиля, внутри колокольни установили часы с курантами, привезенные из Амстердама. Известно также о намерениях Петра I установить внутри колокольни «подъемный стул» (лифт). Детали диковинной машины были поставлены механиком из Саксонии (это подтверждают письма Трезини), но подъемную машину в башне так и не удалось разместить.

С начала строительства каменного собора старый деревянный собор продолжал службы. Как только были готовы стены строящегося собора, деревянный собор было решено разобрать и перенести на новое место на Городовом острове, туда, где сейчас расположен Матвеевский сад. После на новые кирпичные колонны поставили своды, деревянные стропила, был выполнен барабан с куполом. Покрытие кровли было закончено в 1727 г. Собор был оштукатурен, стены были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз – в белый.

Страница 11