Размер шрифта
-
+

Архимандрит Наум (Байбородин) о спасительном подходе к исповеди. Исповедь современного человека - стр. 8

Некоторые считают, что к таинству Покаяния следует приступать тем, кто готовится к таинству Причащения…

К таинству Покаяния (Исповеди) необходимо приступать не только тем, кто готовится к Причащению Святых Христовых Таин. К таинству христианин может прибегать в любое время, когда у него есть в этом духовная потребность. Для этого не требуется строгого приготовления (поста, молитвенного правила), необходимо лишь иметь раскаяние в содеянных грехах и прощение ближним всех обид.

Отец Наум, а как часто нужно исповедоваться?

Процесс Покаяния есть непрерывный труд по исцелению душевных язв и очищению каждого вновь появившегося греховного пятнышка.

Спортсмены, когда бегут, иногда падают, но они встают и бегут дальше, опять падают – и опять встают. Так и мы, христиане, не отчаиваясь, но надеясь на милость Божию, опять встаем (посредством исповеди) и продолжаем свой путь. Ведь таинство Покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству.

Какие грехи называются смертными?

Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека. Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида… Только один из этих грехов – самоубийство не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства, пока она не очистит себя покаянием… Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к чевству покаяния.

Не многие могут похвастаться тем, что никогда не возвращались к тем грехам, в которых каялись. Это значит, что-то делается неверно?

Но недостаточно только исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность ко греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Нужно просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями. Через частое исповедание грех теряет свою силу. Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними.

Вот я исповедовался. Как при этом не загордиться, что я очистился, что стал лучше других?

Когда верующий отсечет по милости Божией явные свои грехопадения, то образ покаяния заметно усложняется, утончается, и здесь появляется большая опасность свернуть на широкую дорогу самодовольства и гордыни. Мы должны помнить, что, каясь в прежних грехах, оставляя прежнюю срамную жизнь свою, получая прощение от Бога, мы тем не менее остаемся глубоко пораженными многими духовными недугами, страстями, греховными навыками, – мы больны сердцем, умом, волей, всеми своими чувствами. Грехи прощены, но страсти еще живы; дела греховные не творим, но склонность к ним, жажда их живы. Всё это требует еще многих трудов покаяния, многих борений, взываний и молений к Милостивому Врачу – Человеколюбцу Господу, и, конечно, постоянного обращения к таинству Исповеди.

Страница 8