Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях. Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина) 1912-2000 - стр. 4
«Ректор – ректору». Современный взгляд на личность архиепископа Михаила
Амвросий (Ермаков), епископ Гатчинский, ректор СПбПДА
Одной из основных задач, возложенных на духовные школы, является передача традиции и исторической памяти Церкви, служащей стержнем, на который нанизывается личный духовный опыт человека. Базовые принципы, заложенные Христом в Его Церковь, неизменны, однако контекст эпохи, в котором им приходится звучать, заставляет менять не только словесное оформление, но и способы, которыми христианские истины могут быть донесены до сердца «жаждущих правды». Основа же остается основой и, не искажаясь, передается следующим поколениям христиан. Поэтому опыт исповедания веры, миссионерскую методику прошлых эпох необходимо и изучать, и передавать, и использовать в меру того, насколько они применимы в современном нам мире.
Любая традиция передается конкретными людьми, и в этом заключается главная ценность и, одновременно, главное затруднение. Затруднение состоит в том, что мотивы поведения человека едва ли могут быть доподлинно известны. Проповедует ли проповедник только ради славы Божией, или имеет в виду собственное самоутверждение? Соблюдает ли правила богоугодной жизни сам учитель праведности, или лицемерит, «возлагая бремена неудобоносимые»? Такое препятствие трудно преодолеть.
Однако и ценность человеческого свидетельства очевидна. Чем богаче личность передающего правду Божию, тем ярче светится она в глазах окружающих, тем желаннее она для восприятия и тем объемнее войдет она «во ум и в помышления» слушающих. Ограниченность человеческого разума ставит препятствия к познанию полноты Откровения, но общение любящих друг друга Христовой любовью способно в значительной мере приоткрыть путь к познанию Бога и Его истины. Понять проповедника, богатого праведностью и совершенного умом Христовым, не так уж трудно.
Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина), бывшего ректора Ленинградских духовных школ (1966-1968). По свидетельству знавших его людей, он в значительной степени обладал теми качествами, которые засвидетельствованы нами как качества достойного учителя веры. Воспринимать опыт церковной жизни владыки ценно хотя бы потому, что его опыт во многом соответствует нашим современным чаяниям. Но владыке Михаилу пришлось засвидетельствовать свою веру вопреки общественному мнению и противостать советскому атеистическому мировоззрению.
Перспективный советский ученый, представленный к званию профессора Ленинградского Горного института, казалось, должен был своим жизненным примером показать, что церковное прошлое ушло навсегда. Только родные знали, с каким трепетом теперешний доцент и кандидат технических наук, преподаватель теплотехники и истории КПСС в детстве прислуживал в храмах Ленинграда. Помнили, как он за участие в религиозном кружке после окончания школы почти год провел под следствием в тяжелом 1930 году. Но Михаил Николаевич оставался совершенно искренним и глубоко верующим человеком – именно таким его помнят все. Незадолго до нашумевшего отречения протоиерея Александра Осипова он бросил светскую карьеру и, став священником, уехал из Ленинграда в Вологду, а затем и в более далекий уголок – Устюжну. Все те годы, которые будущий архиерей работал в советских технических институтах, он был прихожанином Преображенского собора и хорошо знал служивших там преподавателей духовной академии – протоиерея Михаила Гундяева и протоиерея Александра Осипова. Первый готовил его к учебе в семинарии, а ко второму он приходил беседовать по поводу предполагаемого поступления.