Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях. Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина) 1912-2000 - стр. 6
Благодаря этим нововведениям традиция была не искажена, но получила новый стимул к развитию. Впоследствии, когда владыка Михаил стал епархиальным архиереем и профессором духовной академии, обе эти традиции продолжали по-своему жить. Музыка продолжала звучать в академии. Когда архиепископ Михаил приезжал читать очередной курс лекций, в перерывах он обязательно садился к роялю. Во вверенных ему епархиях – Астраханской, а потом Вологодской – владыка стремился всеми силами распространять евангельское просвещение как среди вверенного ему духовенства, так и среди верующих. В его епархиях всегда можно было найти издания Библии, а духовенству он рассылал русские переводы тех евангельских фрагментов, которые звучат во время богослужений и треб. Эта была практически единственная форма миссионерства, доступная в годы советского безбожия, и владыка стремился ее максимально реализовать.
Однако традиция богообщения обязательно предполагает у человека привычку к богословствованию. Владыка Михаил обладал этой привычкой в полной мере. Для него было совершенно органично рассуждать о Боге практически в любом контексте, поскольку владыка всегда имел в виду Его присутствие в своей жизни. В наиболее полной степени это проявилось в тот период, когда в удаленной от научных центров Астраханской епархии вынуждена была прерваться академически-строгая богословская работа владыки над магистерской диссертацией. Тогда по совету митрополита Никодима он решил предложить в качестве магистерской диссертации упорядоченные рассуждения о деле спасения человека. Этот вопрос был для владыки жизненно важным, он постоянно говорил об этом, и постоянные раздумья, когда-то в детстве получившие богатую подпитку при чтении трудов святителя Иоанна Златоуста, он старался по возможности всегда переносить на бумагу.
Совершенная искренность в сочетании с привычкой к академической мысли была отличительной чертой богословствования архиепископа Михаила. Свои мысли о спасении он не собирался выносить на всеобщее обсуждение, тем более что имел на этом поприще замечательного предшественника – Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), который в бытность начальником русской духовной миссии в Афинах защитил на эту тему магистерскую диссертацию, которая известна и поныне всем, кто изучает православное богословие. Однако именно глубокая личная обеспокоенность владыки Михаила и интерес к этой теме, стройная систематичность мышления как результат занятия иностранными языками и техникой, знание им святоотеческой литературы вынудили митрополита Никодима настоять на том, чтобы именно эта работа была завершена в виде магистерской диссертации. Работа была по достоинству оценена рецензентами, а недавно была опубликована, чтобы церковный читатель также смог соприкоснуться с живым и стройным богословским опытом ХХ века.