Античная литература. Рим - стр. 8
Боэций, Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 475 – 524 гг. н. э.)
Боэций – римский государственный деятель и философ. Родился в Риме в аристократической семье. После смерти отца Боэций был принят в дом своего родственника Меммия Симмаха. После завоевания Италии королем остготов Теодорихом Великим (493 г.), Боэций перешел к нему на службу, где вскоре вошел в ближайшее окружение короля. Через два года службы был обвинен в измене (защищал интересы римских граждан от злоупотреблений остготских чиновников). В заключении написал свое наиболее известное произведение «Об утешении философией». Боэций был казнен в 524году.
Боэций перевел на латинский язык произведения Аристотеля; составил комментарии к Цицерону. Из его произведений сохранились два из четырех учебников для школ («Об изучении арифметики», «Об изучении музыке»). До нас дошли и сочинения о логике.
Основным произведением Боэция, которое многократно переводилось на все европейские языки, является «Об утешении философией» (5 книг). Произведение представляет собой диалог ученика с Госпожой философией, которая утешает его в несчастье. Здесь смешиваются основы стоической философии с философией христианской и неоплатонической.
Рассмотрим поверхностно основы философского мировоззрения Боэция. Философские воззрения Боэция в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Философия, просвещая, утешает и исцеляет Боэция, во время его нахождения в тюрьме. Она аллегорически изображена в виде прекрасной дамы. Медикаменты философии – знания и идеи, а способ лечения – логическое рассуждение в сочетании с поэтическими образами.
Рассуждения о Благе – высшее Благо – это то, что сияет вечной славой и преисполнено светлой радостью, оно обладает великой и непобедимой силой, и ни в чем не нуждается; это Благо заслуживает величайшего уважения и почитания (отождествляется с Богом).
Рассуждения о Единстве – это есть изначальное условие всякого бытия: «Все, что существует, до тех пор лишь продолжается и существует, пока является единым, но обречено на разрушение и гибель, если единство будет нарушено». Это Единство зависит от единого Бога.
Рассуждения о Вечности: «Лишь то, что охватывает всю полноту бесконечной жизни и обладает ею, чему не недостает ничего из будущего и что не утратило ничего из прошлого, справедливо считается Вечным».
Рассуждения о проблеме зла: Зло – это разлад с самим собой и с миром, отпадение от Бога. «Зло есть ничто, если его не может содеять Тот, Кто может все». А Бог – всеблаг и всезнающ, поэтому Он и Зло не создает.