Анти-Дюринг. Происхождение семьи, частной собственности и государства - стр. 1
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2021
Фридрих Энгельс – выдающийся интеллектуал XIX века
Фридрих Энгельс, вероятно, самый яркий ученый-полемист XIX века. Нет сомнения в том, что без талантливого пера Ф. Энгельса у К. Маркса было бы гораздо меньше сторонников и единомышленников, а идеи марксизма гораздо медленней становились бы политическими и нравственными убеждениями людей.
XIX век богат на эрудитов и энциклопедистов. То был период интеллектуальных состязаний, победители которых вправе были рассчитывать на то, что их идеи овладеют умами широкого круга образованных людей. В Европе середины – второй половины XIX века умение вести политическую и научную полемику было едва ли не главным качеством общественного деятеля и ученого. Ф. Энгельс был непревзойденным полемистом. Если К. Маркс умел как никто глубоко разобраться в основных тенденциях развития общества, то Ф. Энгельс лучше кого бы то ни было мог отстоять идеи марксизма и убедить в их преимуществе перед широчайшим спектром взглядов современников на динамично развивавшийся мир.
Произведения, написанные К. Марксом и Ф. Энгельсом, очень сложно разделить с точки зрения авторства. Подавляющее их большинство представляет собой результат деятельности этих двух выдающихся ученых. При этом четко прослеживается их своеобразное разделение труда. К. Маркс, как правило, порождал и развивал ту или иную научную мысль, Ф. Энгельс облекал ее в привлекательную для восприятия читателями вид. Образно говоря, К. Маркс в интеллектуальной руде добывал бриллианты, а Ф. Энгельс лучше, чем кто бы то ни было делал их ювелирную огранку.
Будучи вполне самостоятельным крупным мыслителем, Ф. Энгельс особенно вдохновенно творил, когда включался в полемику по поводу идей К. Маркса. Внешние раздражители были для него своеобразным вдохновляющим фактором, который позволял в результате создать научные произведения мирового интеллектуального уровня. Пример тому два его труда – «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана». Труды и общественная деятельность двух совершенно разных ученых XIX века – немца Карла Евгения Дюринга и американца Льюиса Генри Моргана – послужили толчком к написанию Ф. Энгельсом двух выдающихся произведений. Одну из глав «Анти-Дюринга» написал К. Маркс, что же касается «Происхождения семьи, частной собственности и государства», то основа этого труда Ф. Энгельса была полностью подготовлена его старшим другом. К. Маркс подробно законспектировал исследование Льюиса Г. Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса – от дикости через варварство к цивилизации», снабдив конспект подробными размышлениями и критическими замечаниями. Уход из жизни не позволил ему облечь эти записки в какую-либо форму, готовую к публикации. Разбирая посмертный архив друга, Ф. Энгельс ознакомился с конспектом К. Маркса монографии Л.Г. Моргана и посчитал своим долгом – долгом друга и соратника – написать на основе марксовского конспекта основательный научный труд.
Читать работы Ф. Энгельса даже спустя полтора века бесконечно интересно, поскольку Ф. Энгельс обладал необычайно легким слогом, легкость которого ощущается даже после перевода на иностранные языки. Но главное «волшебство» написанного Ф. Энгельсом, состоит в том, что он ироничен до артистизма. Его иронию, часто не замечаемую при первом прочтении, справедливо было бы сравнить с чеховским стилем. Пример тому – ставшая классикой марксизма работа «Анти-Дюринг». Если бы не Ф. Энгельс, о профессоре Берлинского университета Карле Евгении Дюринге (1833–1921) сейчас бы мало кто вспоминал. Во второй половине XIX века К.Е. Дюринг был не только довольно известным немецким философом, механиком, социологом, экономистом и правоведом, но и весьма экстравагантной фигурой в научной и политической жизни Германии. Его идеи (часто весьма запутанные и противоречивые) были популярны среди немецких социал-демократов. Правда, Ф. Энгельс иронично называл это сообщество «Дюринг и его маленькая секта». Судя по всему, К.Е. Дюринг был не очень привлекательной фигурой. Ф. Ницше, не желая соблюдать политес, называл его первейшим горлопаном и фарисеем, а хриплый голос К.Е. Дюринга сравнивал с лаем нездоровых собак. Но дело не только и не столько в облике К.Е. Дюринга, сколько в сути его произведений, часть которых в наше время специалисты и правоведы относят к экстремистской литературе. Ф. Энгельс же по поводу Дюринга откровенно веселился в печати, замечая: «Он не может изготовить свою философию действительности, не навязав предварительно своего отвращения к табаку, кошкам и к евреям – в качестве всеобщего закона – всему остальному человечеству, включая евреев». Тонкость такого замечания невольно ассоциируется с относительно недавним выступлением одной из команд КВН, в котором говорилось о том, как рьяный православный батюшка освятил синагогу.