Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями. Материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». 7-8 октября 2009 года, Москва
1
Хитрук Ф. Записки разных лет//Киноведческие записки. 2005. № 73. С. 75–76.
2
Горбачевская Н., Федченко К., Симаков Д. Что смотрят наши дети?»: Результаты опроса краснодарских школьников (февраль-март 2009 г.): Презентация доклада. В настоящее время текст доклада готовится к публикации в кафедральном сборнике.
3
Цифра соответствует числу упоминаний фильма в анкетах школьников.
4
Щербан Е., Ахмадеева С.А. Анимация и телевидение: Анализ программы передач в журнале «Теленеделя» (30 марта-5 апреля 2009 г.): Презентация доклада.
5
http://multiplication.ru/2008/07/12/pamyatniki-geroyam-multfilmov
6
Козлов С, Норштейн Ю. Ёжик в тумане. Илл. Ф. Ярбусовой. М.: Красная площадь, 2006; Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот» «Гора самоцветов. Вып. 1–6. М.: Изд-во В.Левина, 2009.
7
Гончарова О. Мультгерои выйдут в тираж //Коммерсантъ. 20 апреля 2009 г. http: //www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=l 158347
8
Последовательность компонентов формулы обусловлена количеством их упоминаний в анкетах зрителей (указаны в скобках). – С.Ахм.
9
«Смешариков» наградили Госпремией РФ http://afisha.mail.ru/article. html?id=24600. 9 Июня 2009
10
Терещенко М. Клюква, приятная во всех отношениях// Эксперт. 2009. № 13 (652) от 6-12 апреля, http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/13/
11
Сайт проекта «Мульти-Россия». Гостевая книга, www.multirussia.ru.
12
См. анализ фильма в нашей кн. «Виртуальная реальность, М., «Гео», 1988, с. 37–78, о маркерах природных процессов – С. 58–60.
13
см. его Экологический подход к восприятию, М., «Прогресс», 1988.
14
см. анализ этого эпизода в нашей книге «Виртуальная реальность», М., «Гео», 1998, с. 94–95.
15
Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти тт. М.: Искусство, 1964. Т.6. С. 582–583.
16
Бехтерев В. Объективная психология. М., 1991. С. 326.
17
Там же. С. 340–341.
18
Сюрреализм (фр. surréalisme – сверхреализм, надреализм) – одно из значительных направлений авангардного искусства и литературы XX в., возникшее во Франции в 1920-х гг. Своими предшественниками сюрреалисты считали немецких романтиков начала XIX в. и символистов конца того же века. С точки зрения философии, для сюрреализма характерен субъективизм и иррационализм. Всех последователей сюрреализма объединяло одно – стремление к подсознательному. Сюрреализм, по мысли лидера этого движения Андре Бретона, должен был выражать потаённые желания и потребности всех людей, и для постижения этого искусства достаточно восприимчивости и детской непосредственности.
19
Левитова В. Ян Шванкмайер сквозь призму чешской культуры// Киноведческие записки, 2005. № 71. С. 248–284.
20
Например. Фильмы «Фауст». «Полено». «Безумие» и др.
21
Левитова В. Ян Шванкмайер сквозь призму чешской культуры // Киноведческие записки, 200. № 71. С. 280–281.
22
Веризм (ит. verismo – истинный, правдивый) – течение в итальянском искусстве, возникшее в 80-е гг. XIX в. Веризм близок идеям натуралистической эстетики. Ведущий тезис эстетики веризма – показать "жизнь как она есть" – был реакцией на оперный романтизм, однако веризму свойственна некоторая узость в подходе к жизненным проблемам. Для музыки веризма характерна гипертрофированная эмоциональность.
23
Левитова В. Ян Шванкмайер сквозь призму чешской культуры. // Киноведческие записки, 2005. № 71 С. 251.
24
Лотман Ю. Куклы в системе культуры. // В кн. Об искусстве. СПб, Искусство, 2000. С. 648.
25
Концептуализм (англ. – идея, общий замысел) – течение авангардного искусства 1960–1980 гг., произведения которого представляют композиции из "концептов" – предметов, символизирующих "атрибуты цивилизации". Возник одновременно и в Англии, и в США. Концептуализм – искусство интеллектуальное, во многом ироничное, в нём важно не изображение, а его смысл. Это игра смыслами.
26
Левитова В. Ян Шванкмайер сквозь призму чешской культуры. // Киноведческие записки, 200. № 71 С. 249.
27
Березовчук Л. О зайцах, концептах и киномузыке Сергея Курёхина. // Киноведческие записки, 199. № 21 С. 138.