Размер шрифта
-
+

Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями. Материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». 7-8 октября 2009 года, Москва - стр. 47

. Пластика же классического балета всецело порождена переводом жизненного реального жеста в условно-конвенциональную для зрителей форму: движение начинает значить что-то иное, нежели в жизни. Именно процесс обретения жестами условно-образной формы в момент формирования жанра балета блистательно показан в фильме Жерара Корбьё «Король танцует».

О.Н. Смирнова

Звуковое решение в фильме Яна Шванкмайера «Конспираторы наслаждения»: сюрреализм или концептуализм?

Творчество чешского гения режиссёра анимационного кино, сценариста, художника и теоретика Яна Шванкмайера принято относить к сюрреалистическому кинематографу[18]. На примере одного из самых серьёзных фильмов этого режиссёра «Конспираторы наслаждения», показательного с точки зрения творческого метода, мы зададимся вопросом: в какой мере эстетические принципы сюрреализма значимы для визуальной стилистики фильма и его режиссёрской концепции?

В единственной серьёзной публикации, посвященной Шванкмайеру – «Ян Шванкмайер сквозь призму чешской культуры» Виктории Левитовой[19] – фильм «Конспираторы наслаждения» не обсуждается. Более того, проблема звукового решения в кинематографе в ней не ставится. В. Левитова в своей работе показывает, насколько разнопланово проявляет себя эстетика сюрреализма в анимационных фильмах этого режиссёра.

Но в «Конспираторах», также как и в других картинах Шванкмайера[20], музыкальное решение входит в конфликт с изображением, что, на наш взгляд, делает проблемным определение творческого метода этого чешского мастера только как сюрреалистического. В фильмах Шванкмайера сюрреалистическая эстетика опознаётся в тех эпизодах, в которых сочетаются живая игра актёров и одушевление предметов. То есть, происходит сращивание персонажей и предметов, и при этом для действующих лиц предмет выполняет роль фетиша. Но в итоге фильмы Шванкмайера переосмысливают образы персонажей, заявляемых в экспозиции, и сращивание человека с предметами обнаруживает внутреннюю психологическую природу, причём предмет становится психологичнее, "живее" персонажа-человека. В фильме «Конспираторы наслаждения» импульсом для переосмысливания героев, раскрытия их глубинного существа является музыка. Более того, она играет решающую роль для понимания зрителями того, что происходит с персонажами на экране, и кем они на самом деле являются.

Может показаться, что названием фильма режиссёр указывает на общую для всех персонажей перверсивную сексуальность. И действительно, в «Конспираторах» все герои ведут себя, по сути, одинаково: каждый готовит нечто, чтобы достичь искомой вершины вожделения. И если сам процесс подготовки оргиастических ощущений, быть может, и подходит под определение сюрреалистически абсурдных действий или же сюрреалистических по своей природе агрегатов-вещей, то работа с музыкой Шванкмайера, который является в фильме и компилятором, даёт основания усомниться в принципиальном следовании режиссёра сюрреалистической эстетике в кино. А примеры сюрреализма в кинематографе известны: Ж. Дюлак, М. Рэй, Л. Бунюэль, Ж. Кокто и др. А позднейшими представителями этого направления могут считаться Т. Гиллиам, а также неразрывно связанные с иконографической традицией и одновременно с театральной эстетикой такие фильмы П. Гринуэя, как «Живот архитектора», «Книги Просперо», «ZOO». «Конспираторы наслаждения» могут быть сравнимы с этими выдающимися явлениями современного кино потому, что в этом фильме режиссёр на первый план выдвигает живых персонажей и реальные вещи, а не куклы, рисованную или компьютерную анимацию.

Страница 47