Размер шрифта
-
+

Ангелы и демоны литературы. Полемические заметки «непрофессионала» о «литературном цехе»

1

Катасонов В. Ю. Православное понимание экономики. – М.: Русская цивилизация, 2017.

2

Катасонов В. Ю. Русская социологическая мысль на рубеже XIX–XX веков. К. Леонтьев, Л. Тихомиров, В. Ю. Соловьев, С. Булгаков, С. Шарапов. – М.: Родная страна, 2015.

3

Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия – М.: Кислород, 2017.

4

Катасонов В. Ю. «Философия и христианство. Полемические заметки “непрофессионала”». – М.: Библиотека РЭО им. С. Ф. Шарапова, 2018 (серия «В поисках истины»).

5

Катасонов В. Ю. О судьбах народов и человечества. Очерки, навеянные трудами святителя Николая Сербского. – М.: Русская цивилизация, 2018 (серия «Метафизика истории»).

6

Катасонов В. Ю. Мир глазами святителя Николая Сербского. – М.: Русская цивилизация, 2018 (серия «Метафизика истории»).

7

Святитель Василий, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Отчий дом, 2014, сс. 394–395.

8

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке (раздел «Идолопоклонство»).

9

Всего до революции 1917 года было три «поэтических цеха» и еще один в 1920-е годы в эмиграции.

10

Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие: Курс лекций. – Троице-Сергиева Лавра, 1995, с. 14.

11

Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

12

«Фантазия» // Философский энциклопедический словарь, 2010 (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3556/%D0%A4%D0%90 %D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%97%D0%98%D0%AF).

13

Письмо Н. Л. Озмиздову (18 августа 1880 года) // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 15 тт. Т. 15, с. 643.

14

Цит. по: Ладыженский М. Свет незримый: Из области высшей мистики. – М.: ЛитСовет, Dialar Navigator B. V., 2017.

15

Каббала – заговор против Бога. – М.: Сибирская благозвонница, 2008, сс. 263–264.

16

Преподобный Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, – еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, – и еще – о безмолвии и молитве (http://www.odinbla- go.ru/dobrotolubie_5/grigory_sinait/glavi).

17

Там же.

18

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов. Введение. 1. О чувственном видении духов.

19

Святитель Феофан Затворник. Примеры записывания добрых мыслей…, п. 101.

20

Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения, ч. 1.

21

Святитель Василий Великий. Беседа 3, на слова «внемли себе» (Втор. 15:9).

22

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические, слово 30.

23

Преподобный Нил Синайский. О восьми лукавых помыслах, гл. 13.

24

Преподобный Никодим Святогорец. Поучения. Две сети диавола.

25

Святитель Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 1, § 100.

26

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Слово … сказанное в Устюжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре.

27

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Слово в пяток 1-й недели Великого поста.

28

Apхиепископ Черниговский Филарет. Сб. «Цветник духовный, ч. 2, гл. 16.

29

Цит. по: О праздномыслии, или о мечтаниях, блуждании и рассеянии ума (http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=prazdnomislie).

30

См.: Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. – М.: Кислород, 2017.

31

Хаксли О. Наркотики, которые формируют умы людей. – М., 1990 (https://royallib.com/book/haksli_oldos/narkotiki_kotorie_formiruyut_ umi_lyudey.html).

32

Воробьевский Ю. Бумагия (М. Булгаков и другие неизвестные). – М., 2012, с. 230.

33

Цит. по: Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго (https://www. litmir.me/br/?b=66527&p=33). Будучи склонным к мечтательности, Гюго пытался бороться с этой своей слабостью. По крайней мере, он понимал опасности мечтаний. Ему принадлежит афоризм:

«Мыслитель имеет определенную цель, мечтатель не имеет никакой».

34

Там же.

35

Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII века // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10 тт. – Ленинград: Наука, 1977–1979. // Том 8, 1978, с. 93.

36

Лякишева С. И. Женское чтение в России в конце XVIII – начале XIX века // Ученые записки. – 2012. – Т. 13 (https://docplayer. ru/39804832-Zhenskoe-chtenie-v-rossii-v-konce-xviii-nachale-xix-veka. html).

37

Там же.

38

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии. Гл. 3, ч. 4 (http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/lotman/ onegin-kommentarij/onegin-comments-3-4.htm).

39

Архангельский А. Н. Герои Пушкина (https://lit.wikireading. ru/46176).

40

Солоневич И. Л. Народная монархия // Часть II «Дух народа», глава «Кривое зеркало».

41

Цит. по: Аксючиц В. Русский характер. Статья 3: Экзистенциальная боль русской литературы (https://new.pravoslavie.ru/986.html).

42

Аксючиц В. Русский характер. Статья 3. Экзистенциальная боль русской литературы (https://new.pravoslavie.ru/986.html). Использованный в указанной статье термин «экзистенциональный» – от слова «экзистенциализм» (фр. existentialisme от лат. Existentia – «существование»), что означает особое направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. В русской литературе для обозначения экзистенциализма иногда используется термин «философия существования».

43

Гоголь Н. В. Искусство есть примирение с жизнью // Гоголь Н. В. Собр. Соч. в 8 тт. – Т. 8, с. 293.

44

Гоголь Н. В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: [В 14 тт.] / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). – [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937–1952. Т. 8. Статьи, 1952, сс. 369–409.

45

Солоневич И. Народная монархия // Часть II «Дух народа», глава «Кривое зеркало».

46

Гоголь Н. В. Собр. соч. в 8 тт. – Т. 8, с. 231.

47

Солоневич И. Народная монархия // Часть II «Дух народа», глава «Кривое зеркало».

Страница notes