Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи - стр. 55
Эти выводы для искусствоведения принципиально не новы. Существует достаточно обширная литература, в которой описана необходимость знания структуры целого и отношения между его частями в процессе создания художественного произведения[52]. Но психологические опыты неопровержимо доказали правильность предшествующих интуитивных предположений.
Рис. 4
В контексте этой работы необходимо подчеркнуть, что особенности творчества и восприятия «жёстко» обусловлены структурами «внутренних» психологических образов, т. е. теми рядами элементов-паттернов, которые определяют «логику» зрительного охвата целого (Д. Нотой и Л. Старк /1972/). Если «внутренний» паттерн не сформирован, то человек не сможет воспринять объект, не сможет «выделить» его из общего «перцептивного фона»[53]. Паттерны, на которые «разбивается» целое изображение, но в то же время не находящие для себя никаких аналогий в опыте[54] не будут восприниматься вовсе, либо создадут промежуточную перцептивную структуру, не имеющую в сознании чёткого определения. Экспериментальным доказательством этого служит невозможность воспринять «структуру» чёрного и белого квадратов[55].
Конец ознакомительного фрагмента.