Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи - стр. 23
Конечно, эта тенденция не была столь радикальной, как в XX столетии. Тогда природу стремились активно освоить, а не кардинально изменить. Но то, что мы наблюдаем в наше время, – логическое продолжение именно идей Возрождения, а не античности и средневековья.
Отсюда – появление совершенно иного отношения к проблеме целостности. Голографичность заменяется иерархичностью, потому что потребность строить модели рождает метод поэтапного конструирования: от основного к частному, от главного к второстепенному. Возникает необходимость подчинения деталей целому, наступает эпоха рациональных конструкций, к которым начинают относить и картину с её «конструктивной» композицией.
Новый подход к целому требует постоянного разрешения противоречий, которые возникают между отдельными частями из-за слишком рационального подхода. Противоречия, контрасты осмысливаются как художественно-философские категории. Наиболее чётко эти мысли сформулированы у Леонардо да Винчи. Он писал: «Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это только возможно и как можно ближе (одно от другого)» [56].
Не имея возможности избежать противоречивости, контрастности, мыслители Возрождения начинают использовать конфликт в качестве средства выражения смысла [57]. Важно понимать, что единство мыслится как иерархическое, с разной степенью значимости и устойчивости отдельных элементов по отношению к сущности целого.
Как видим, мировоззренческие концепции Возрождения, сильно отличаясь от античности и средневековья, в то же время продолжают диалектические идеи предшествующих эпох. Возникают (правда, пока ещё на образно-художественном уровне, в рамках живописно-композиционных построений) представления о единстве противоположностей, об их взаимо-определении.[2]
С первых же шагов мыслителям Кватроченто и Высокого Возрождения удалось, правда, во многом ещё на интуитивном уровне художественного образа, смоделировать представление о тварной природе как иерархической системе, в которой человек, занимая место активной части, способен продвигаться к сущностному центру.
Разумеется, что всё это отразилось и на внешних сторонах создания художественного образа и картины. Если, образно говоря, в период средневековья плоскость картины представляла собой призму