Актуальные проблемы Европы №1 / 2013 - стр. 31
Мы исходим из того, что современный капитализм испытывает глубокий цивилизационный кризис и его потенциал, включая инновационные возможности, полностью исчерпан. Это положение дел мы и назвали «сумерками инновационной экономики». В данной статье показаны философские и научно-теоретические ошибки, допущенные в рамках либеральной и марксистской экономической мысли и приведшие к столь плачевному результату.
Знакомство с современной концепцией инновационной экономики подтверждает тезис о мировоззренческой нагруженности любой теории. Под мировоззренческой нагруженностью мы понимаем зависимость теории от определенной системы взглядов на мир, в которую она (теория) концептуально (логически) включена.
Если обратиться к этимологии слова инновация, то господствующее в современном общественном дискурсе его значение серьезно отличается от исходного латинского понятия innovatio. Последнее означает перемену, которая может предполагать как принципиальное новшество, так и возвращение некогда уже бывшего. Здесь уместно вспомнить народную мудрость: «Новое – это хорошо забытое старое». Такой взгляд мы называем естественной инновационной концепцией. Например, в эпоху Ренессанса безусловно инновационным явлением было распространение неоплатонизма, хотя сам неоплатонизм зародился в период, который по отношению к Возрождению представлял собой глубокую архаику.
Современные европейские языки упорно навязывают нам единственное значение исходного латинского концепта: innovation – это радикальное нововведение, новшество, новинка. Такой взгляд мы называем прогрессистской инновационной концепцией. Попытаемся выявить скрытые предпосылки (контекст) такого понимания.
Прогрессистское мировоззрение сложилось в Новое время. Основным культурным контекстом, в котором оно возникло, стала иудеопротестантская идеология, получившая распространение в Европе в период Реформации (XVI в.) и превратившая накопление богатства в абсолютную ценность. В сравнении со средневековым христианским мировоззрением новые ценности (этические инновации. – О.П.) стимулировали общество к динамичным изменениям, в основе которых лежала частная предпринимательская инициатива. Это показал Макс Вебер в своем поистине бессмертном труде «Протестантская этика и дух капитализма» (2).
Именно в протестантской среде вырастает проект покорения природы с опорой на научное знание. Идея превращения знания в непосредственную производительную силу была высказана на заре европейского модерна Фрэнсисом Бэконом. В этом смысле нужно понимать его афоризм: «Знание – сила». Надежды, которые питали мыслители Нового времени, оправдались лишь частично. Тем не менее идея прогресса, тесно связанного с научными достижениями, живет до сих пор. Благодаря умелой прогрессистской пропаганде эта идея на уровне коллективного бессознательного поддерживает устойчивую убежденность в том, что любая