Активное сознание - стр. 21
в звучание. Первая и вторая фазы – проговаривание и развертывание звучания – чередуются и поддерживают друг друга.
Когда концентрация внимания и на таком двойном действии становится устойчивой, добавляется третья фаза: развертывается только позиция, соответствующая формулам «Я есмь» и «Я есть воля». Для этого нужно предпринять усилия, направленные на развертывание звучания, но вместо внутреннего звучания развернуть состояние. Тогда волевое намерение развертывается в состояние беззвучно, без напряжения речедвигательного аппарата и без звучания. Мы называем эту фазу фазой безмолвного развертывания формул.
Поначалу третья фаза сопровождается неопределенными, но мобилизующими ощущениями в теле, однако и они должны рассматриваться как одна из форм «звучания» и постепенно заменяться чистой позицией «Я есмь, Я есть воля» и сводиться не к чувственному, а к смысловому переживанию. Вначале практики три фазы должны чередоваться, но главной мишенью ВМ все же является третья фаза. Постепенно ее удельный вес в ВМ должен увеличиваться – на одно развертывание первых двух фаз начинает приходиться 2–5 – 10 безмолвных развертываний. Первая и вторая фаза начинают играть роль вспомогательных фаз, к которым прибегают для поддержания третьей. Первая, вторая и часть третьей фазы должны рассматриваться как развертывание волевого намерения, исходящего из «Я», в среде содержаний сознания. Все всплывающие содержания сознания – мысли, образы, воспоминания, чувства – рассматриваются как посторонние, «не свои», находящиеся за пределами «Я». ВМ – процесс последовательного разотождествления «Я» со всеми содержаниями сознания. Но это процесс противоречивый. Смысловая составляющая ВМ частично развертывается в содержания сознания, но содержания, подконтрольные «Я». Только они являются продуктом внутренней активности. Действуя в пределах эмпирической психики, «Я» создает плацдарм воли среди содержаний сознания, составляющих целостный организм сознания.
3.2. Сопротивление волевой медитации со стороны «организма сознания». Организм сознания построен из «материала» сознания, и у этого организма есть свои потребности и задачи. Выделение из него волевого «Я», пробуждение воли или хотя бы имитация такого пробуждения, вводит новую управляющую инстанцию, надстраивающуюся над «организмом сознания». Естественно, что «организм сознания» сопротивляется этой операции. Он пытается «втянуть» выделившееся «Я» обратно, усыпить волю, заменить волевое действие его изображением в материале актуальной психики.
Первое сопротивление – отвлекающие мысли и образы, притягивающие к себе внимание. Они должны рассматриваться как внешние помехи по отношению к единственному осознанному действию – волевой медитации.