Активное сознание - стр. 10
Вместе с тем некоторые аспекты психики подчинены воле. Некоторые люди в состоянии целенаправленно продумать мысль, многие – произвольно создать образ, задержать действие и т. д. Затруднения в реализации намерения связаны с тем, что часть психических организованностей не подчинена волевому контролю и выход заключается в установлении (или восстановлении) их управляемости. Одна из проблем управления неподконтрольными функциями – их непредставленность в сознании. Так, не осознается работа печени, тонус сосудов или перистальтика кишечника.
Некоторые неосознаваемые параметры косвенным образом отражаются в сознании: мышечный тонус связан с ощущением легкости или тяжести, сосудистый тонус – тепла. Эти косвенные маркеры параметров могут использоваться и используются в различных психотехнических системах (аутогенная тренировка начинается с формирования ощущения тяжести и тепла как первого шага к управлению неосознаваемыми функциями). Более того, те параметры, которые прямо не отражаются в сознании, могут при помощи технических средств отражаться в визуальной или звуковой картине (на этом основаны методики биообратных связей), и управление этой картиной означает управление параметрами функций, а через них и состоянием организма в целом.
Волевые техники – это техники, в которых каждое действие является полностью осознанным, и потому ключевой момент в их построении – нахождение тех форм сознания, в которых развертывающиеся волевые намерения могут быть представлены и осознаны. Неосознаваемые функции также могут быть выведены в осознание, но за счет особых техник деконцентрации внимания, которые позволяют перейти от фигурного восприятия к фоновому и тем самым расширить диапазон воспринимаемого.
Обычно осознанное восприятие – это восприятие тех или иных фигур (предметов, целостностей). Организованности сознания, как правило, ассоциируются с фигурной стороной восприятия, но в восприятии присутствует еще один компонент – фон. Фон – это то, что находится «между» фигурами-организованностями сознания.
Культуры работы с фоном нет. Фон – это то, что остается от фигур, отбросы фигурного восприятия и действия. Фон, из которого выделяются фигуры, не является осознанным восприятием до тех пор, пока не используются деконцентративные техники, придающие фону осознанный характер. Как только фон начинает осознаваться, не утрачивая при этом своей специфики (т. е. не превращаясь в новые фигуры), он становится тем субстратом, в котором волевые намерения сравнительно легко развертываются. Остается только ввести дополнительные техники, позволяющие извлекать из фона нужные организованности сознания.