Размер шрифта
-
+

Активное сознание - стр. 12

») его содержаниям, используя для обозначения всех представимых и непредставимых содержаний термин «организованность», подчеркивающий не внешний характер «содержаний сознания», а их «вылепленность» из «материала» сознания. Такое противопоставление сознания и его организованностей близко (с учетом сдвига понимания при транскультурном переносе термина) противопоставлению citta и vŗtti в индуистской философии.

Под содержаниями сознания будем понимать все то, что «находится перед» наблюдающим субъектом, все то, что может стать объектом понимающего сознания, – восприятия, мысли, образы, эмоции, сновидения, состояния. Чистое сознание – это смысловой слой сознания, т. е. слой, содержащий чистые, непроявленные, амодальные смыслы и их связные области – смысловые зоны сознания. Содержания сознания являются проекциями смыслов в модальных средах сознания, и, наоборот, любые содержания сознания активизируют соответствующие им смыслы, т. е. провоцируют акт понимания.

Еще один класс организованностей сознания – психические функции. Психическая функция – определенный способ преобразования одних содержаний сознания в другие. С этой точки зрения функцией является и мышление, и эмоциональная оценка, и внимание, и принятие решений и т. д. Функция также является проекцией, развертыванием определенной смысловой зоны сознания. Но в функции развернулись только некоторые зоны сознания, огромное число потенциальных функций так и остались в «спящем» виде. Активная функция выделяет в мире определенные аспекты, которые не выделяются другими функциями. Функции дифференцированы в различной степени у разных людей и в разных культурах.

Точно так же, как невозможно исчерпывающим образом определить «сознание» и «смысл», невозможно определить и термин «воля». Самое близкое к определению воли утверждение – это воля есть не обусловленная стимулами целенаправленная активность. Это противоречивое определение, но противоречивость его связана со строением языка, не позволяющего выйти за пределы закона достаточного основания. Воля редко бывает пробуждена, как правило, жизнь человека определяется реакциями на поступающие стимулы. Спор о наличии или отсутствии свободной воли – это не метафизический спор, а спор между двумя породами сознательных существ: тех, у кого свободная воля пробуждена (и для них наличие свободной воли – непреложный и очевидный факт), и тех, у кого опыта переживания свободной воли просто нет.

Волевое намерение – это направленность воли к формированию определенного результата. Воля выбирает смысл, а волевое намерение – это смысл, подлежащий волевой развертке. Волевое намерение направлено на результат, но в первой фазе развертывания намерения сознанием фиксируется не конкретный чувственно проявленный результат, а его

Страница 12