Агни Йога с комментариями. Том 1 - стр. 42
Правда, осознать и проявить божественный потенциал духа в земной жизни чрезвычайно трудно даже человеку, стремящемуся к самосовершенствованию. Созданная бесконечно далекими от земного плана бытия, совершенными видами космической материи и энергии, Монада не имеет самостоятельного проявления в земной жизни индивида, подобно его низшим принципам – рассудку, интеллекту, эмоционально-чувственному или астральному началу. Их голос определяет подчас всю земную жизнь человека, диктуя свои условия, заставляя разум поддаваться их влиянию и часто идти на компромисс с совестью, удовлетворяя их бесконечные потребности и желания. Монада в отличие от них на протяжении всей земной жизни человека обычно остается безмолвным голосом совести, или души человека, высшей нравственной основой его существа. Но, несмотря на удаленность монады от земного бытия, свойственный ей творческий потенциал является главной побудительной силой обладающего ею существа к развитию, совершенствованию, эволюционной трансформации. Именно этот эволюционный импульс, скрытый в глубине нашего существа, и направляет психодуховное развитие индивида из воплощения в воплощение.
Таким образом, Архат, или Богочеловек – это человек, осознавший и проявивший в земном, воплощенном бытии свою высшую, божественную природу. Когда божественная, сверхличностная природа монады начинает проявляться в сознании человека, в его менталитете, поступках и всем жизненном укладе так же, как у обычных людей проявляются их низшие, личностные принципы – тогда человек становится Богочеловеком, то есть человеком, реализовавшим свою божественную природу.
С учением об Архате, или Богочеловеке, в философии Востока связано понятие высшего состояния сознания, означающего достижение духовного освобождения, или совершенства (самореализации) – понятие Нирваны.
Превращение человека в Богочеловека не означает его обязательного ухода от мира земной реальности, тем более – погружения в состояние некоего угасания, замирания всех жизненных проявлений, как когда-то понимали Нирвану первые европейские исследователи буддийской философии, не постигшие подлинной сути этого глубочайшего понятия. В книгах Агни Йоги раскрывается подлинный философский смысл понятия Нирваны, заключающийся не в некоем трансцендентном умиротворении, а в особом состоянии концентрации духовного потенциала индивида, полного раскрытия его внутреннего творческого потенциала при внешних условиях гармонии и равновесия: «Если так называемое состояние Нирваны не есть покой, но высшее напряжение энергии, то можно спросить – существует ли вообще покой? Действительно, как можно вообразить себе покой, если все в движении и движением существует? Само понятие покоя изобретено теми, кто желал укрыться от бытия. Они предпочитали неподвижность, забывая, что ни мгновения не может быть без движения. Равновесие есть нужное понятие. Следует думать не о покое, но о том, как среди вихрей сохранить равновесие» (