Агни Йога – религия XX века - стр. 51
Пуман, или объективный элемент (Брама ведантистов) существует в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы так же, как масло потенциально существует в сердце кунжутного дерева. Этот пуман, или субъективный элемент, лежит скрытый в Природе, как психический свидетель или духовное начало, совершенно нейтральное и лишенное каких бы то ни было действий… Это сочетание пумана и Природы объединяется особой силой, которая известна как Вишну-Шакти (энергия), содержащая в себе эмбрионы и основные свойства всех существ и Материи, которые должны последовательно развиваться из этого сочетания Космической Природы и ее супруга – пумана. Сила, обсуждаемая здесь, является действительным посредником для осуществления их сочетания, когда они находятся в противоположных сочетаниях и разъединены, или же силою, разлагающей, уничтожающей это соприкасание, из которого произошла Вселенная (создание и уничтожение планет), как необходимое следствие…»
Апостол Иоанн в Евангелии: «Бога не видел никто и никогда»; «Бог есть Дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине»; «Бог Свет есть, и нет в Нем никакой тьмы». Моисей во Второзаконии: «Бог есть Огонь поядающий»; «Бог наш Огонь потребляющий есть»; «Блаженны чистые сердца, яко тии Бога узряд». Апостол Павел во вторном Послании к Коринферянам: «Буква убивает, а дух животворит».
Следовательно, Бог непостижим и неоценим, иначе Он не был бы Богом.
Сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию своему, тогда как высшее стремится во всех проявлениях к Принципу.
Пример философского мышления находим у Оригена в книге «О Началах»: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но он есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть ум и в то же время источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум.
Бога, который служит началом всего, не следует считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали ранее самого начала».
Раньше других отцы западной церкви поняли, что их паства требует иной пищи и не может примириться с наивными утверждениями, которые, может быть, в свое время и были нужны для обуздания полудиких племен, принимающих христианство. Чтобы не утратить свое влияние, некоторые представители духовенства Запада спешат отрешиться от невежества и пополнить свое знание.
Во все времена и у всех народов вопрос религий был самым острым. Никакой другой человеческий вопрос не залил мир кровью так, как религиозный; ни одни войны не были так жестоки, как войны за религию. Воинствующий фанатизм мусульманского мира; секты браманов, уничтожающих буддистов; и сейчас мусульманское сектанство угрожает миру. Пока религии, все исходящие из одного Источника, и их проводники не поймут всей бессмысленности таких противостояний, войны будут длиться, потому что кому-то это выгодно.